Ugman
Модератор
10 способов антистрессового мышления
Стресс — частый спутник предпринимателя на всех стадиях развития бизнеса. Вначале он связан с переживаниями о работоспособности и прибыльности нового дела. Далее — с тревогами по поводу договоров, сроков поставок, качества сервиса. Действительно ли стресс так плох, как мы привыкли считать, и можно ли научиться мыслить по-другому?
Средства массовой информации настраивают нас, что стресс — дело пагубное и с ним надо бороться любой ценой. Убирать, растворять, снимать, иначе счастливой жизни не видать.
Нужно ли тратить силы на борьбу с ним? Ведь это нормальная реакция организма, благодаря которой мы приспосабливаемся к меняющейся действительности, и в разумных пределах нужна и даже полезна.
Правда, нельзя отрицать, что у жизни в постоянном напряжении масса побочных эффектов. Накапливается усталость, человек перестает замечать краски жизни, появляется чувство загнанности. Тут уже и до вполне ощутимых физических болезней недалеко: голова раскалывается, спина ноет, с желудком что-то, в сердце кольнуло. Губительность стресса зависит от того, что мы думаем по этому поводу. Келли Макгонигал, профессор Стэнфордского университета, описала эксперимент, в ходе которого изучалось, как стресс влияет на продолжительность жизни.
Высокий уровень стресса увеличивает риск преждевременной смерти на 43%
Людям задавали два вопроса:
• Насколько сильный стресс они испытывали в последний год?
• Считают ли они, что стресс вредит здоровью?
Через 8 лет оказалось, что высокий уровень стресса увеличивает риск преждевременной смерти на 43%. Но это справедливо только для тех, кто считает стресс опасным. Все зависит от мыслей.
Какие привычки мышления загоняют предпринимателя в стресс?
ПРОГРАММА-АНТИСТРЕСС: 10 СПОСОБОВ МЫСЛИТЬ ИНАЧЕ
Все мы привыкли в определенных ситуациях мыслить по алгоритмам. И от этого зависит наша продуктивность. Если же научиться отслеживать и «перехватывать» негативные привычки мышления, есть все шансы превратить стресс в союзника. И вот 10 способов, как это можно сделать.
1. Антифильтрация
Негативная фильтрация — это фокусирование только на отрицательной стороне ситуации. Она похожа на черные очки, через которые человек смотрит на жизнь. Например, в ходе переговоров предприниматель подписал контракт, но столкнулся с недовольным замечанием со стороны заказчика. И затем, вспоминая события дня, он как бы не замечает то хорошее, что случилось, а сосредотачивается только на критике в свой адрес.
Мозг так устроен, что отрицательные события мы помним дольше и в больших подробностях. Это негативное мышление сложилось путем эволюции, когда угроза подстерегала с разных сторон, заставляя находиться в постоянном напряжении. Древние времена прошли, а привычка осталась.
Люди, ведущие дневник позитива, становятся на 10% счастливее
Практика внимательности (или майдфулнес) поможет наработать новый навык позитивного мышления. Для этого достаточно завести дневник, можно использовать рабочий ежедневник. В конце дня записывайте три позитивных события, которые произошли за день. По данным исследования Мартина Селигмана, основателя позитивной психологии, люди, ведущие дневник позитива, становятся на 10% счастливее.
2. Антиполяризация
Мы часто привыкаем мыслить противоположными категориями: черное и белое, хорошее и плохое. И предприниматель, попадая в ловушку собственного перфекционизма, старается сделать все на 5, и если на 5 не получилось, то это автоматически плохо. Как будто в мире есть только крайности и не бывает полутонов. Такое мышление очень ограничивает возможности и способствует нарастанию внутреннего напряжения. Ведь чтобы быть лучшим, надо постоянно держать марку, делать все идеально, не допускать ошибок. Что в принципе маловероятно.
Что делать, если заметили за собой такую привычку? Перестать бросаться в крайности, оценивая ситуацию, и стараться постепенно снижать планку перфекционизма. Задавайте себе простой вопрос: «На сколько процентов плохо или хорошо?» Лучше пусть что-то будет сделано не на отлично, но все же оно будет сделано. Это уже результат.
3. Антикатастрофизация
Катастрофизация — это такая привычка мышления, когда человек все время ожидает и представляет себе надвигающуюся беду. Что, если случится сбой на производстве? Что, если товар не успеет доехать? И когда раздается звонок в трубке, человек вздрагивает, а воображение уже рисует самый драматичный сценарий. В итоге предприниматель все время ожидает худшего. В таком состоянии очень сложно что-либо создавать и действовать продуктивно.
Чтобы изменить мышление, важно научиться трезво и непредвзято определять вероятность события. Действительно ли это может со мной произойти? Если да, то вместо переживаний лучше предпринять своевременные меры. Если нет, то зачем себя накручивать?
Еще особо тревожным помогает довести до абсурда собственный страх катастрофы и задать 5 раз один простой вопрос: «Что в этом страшного?» Чаще всего человек отрезвляется, пройдясь по этой цепочке до конца.
4. Работа с ошибками контроля
Вопрос контроля над ситуацией для многих ключевой. Если нам кажется, что кто-то извне нас контролирует, мы воспринимаем себя как беспомощное создание, жертву злого рока. Например, если старший партнер не выполнил обязательство, я тоже ни за что не отвечаю, моей вины нет. Так-то оно так, но вот ситуация от этого не решается.
Выделяют также ошибки, связанные с внутренним контролем. Человек берет на себя ответственность за все хорошее и плохое, что происходит с ним, бизнесом, партнерами, поставщиками, клиентами, ситуацией в стране. Бывают случаи, когда предприниматель корит себя за проваленную сделку, потому что не так действовал, забывая принять в расчет, что ситуация закупки изменилась.
Ошибки или неудачи — неотъемлемая часть жизни. Все ошибаются. Постарайтесь найти золотую середину между гиперответственностью на грани самобичевания и другим полюсом — бесхребетностью и позицией жертвы, от которой ничего не зависит. А затем просто действуйте.
5. Работа с ошибками справедливости
Обостренное чувство справедливости — еще одна тенденция, которая может причинять вред. Если мы убеждены, что живем в абсолютно справедливом мире, мы раз за разом сваливаемся в обвинения тех, кто, по нашему пониманию, «крайний», «заслужил» ту или иную ситуацию, кто виноват в нашем провале.
Используйте чувство несправедливости как точку роста собственного бизнеса
Это же касается и самообвинения: я заслужил наказание, ведь тут недосмотрел, там недоделал. От предпринимателей чаще всего можно услышать: почему мир так несправедлив ко мне? Что я сделал не так? Чем я хуже Петра? Почему клиент покупает у него, а не у меня?
Вместо чувства обиды на несправедливый мир стоит взять и сделать то же самое, или даже лучше, чем сделал Петр для клиентов. Не впадать в обиду, не заниматься самобичеванием, а использовать чувство несправедливости как точку роста собственного бизнеса. Просто брать и делать.
6. «Как должно быть»
Мы любим вгонять себя в долги, предъявлять к себе, другим, к миру в целом завышенные требования. «Я должен быть хорошим руководителем», «Бизнес должен приносить 3 миллиона рублей ежемесячно», «Близкие и коллектив должны меня одобрять», «Все должно быть так, как мне хочется». И это, с одной стороны, толкает предпринимателя вперед к поставленным целям, а с другой — делает его заложником собственных высоких ожиданий.
В жизни, как и в бизнесе, не бывает абсолютного 100% попадания во все «должны». Как не отчаяться самому, если что-то пошло не так, не съесть всех вокруг, которые тоже «должны были»? Рецепт прост: допускать возможность своих и чужих ошибок, признавать, что другие люди тоже уникальны и могут жить по собственным сценариям.
7. Работа с ошибками изменений
Бизнес можно улучшить, если поменять сотрудников, партнеров, клиентов, да кого угодно. Мы часто необоснованно ждем, что другой человек — партнер по бизнесу, сотрудник, супруг — может измениться и начать более эффективно оправдывать наши ожидания. Нам хочется изменить других, ведь именно от этих перемен зависят наша прибыль и счастливая жизнь.
Как только вас посетила эта мысль, задайте вопрос: как я могу измениться сам? Простое и действенное — начать с себя. Принимая уникальность каждого человека, в том числе собственную, двигайтесь в комфортном темпе, развивайте бизнес. Люди, которые будут идти наравне или опережать, — принесут пользу, те, которые отстанут, вам не нужны. У них свой темп, и это надо уважать.
8. «Я всегда прав»
Распространенная модель поведения — желание доказать, что наши действия и мнения всегда правильны. Приверженцы этой модели готовы пойти на все, чтобы показать свою правоту. «Этот бизнес будет успешен несмотря ни на что, надо еще немного вложить сил и денег». Я видела большое количество предпринимателей, которые не могли поверить в то, что ошиблись, что пришло время закрывать бизнес. Несмотря на объективные показатели провала, они все равно продолжали вкладывать деньги, продавая все, что было на тот момент в семье, лишь бы не признавать, что ошиблись.
Что делать? Разрешить себе и другим ошибаться. Ведь проще признать ошибку, пойти дальше и сохранить отношения с близкими людьми, чем продолжать инвестировать в умирающий проект.
9. Отказ от ожидания вознаграждения свыше
Предприниматель, особенно если это его первый бизнес, отдает всего себя делу. Работает на самоотречение и самопожертвование, предполагая, что когда-нибудь бизнес заработает сам и старания окупятся. Это было бы не лишено смысла, если бы мы не придумывали собственные сроки получения такой «награды».
В каждой ситуации мы сами решаем, как реагировать и что испытывать
Я встречала ситуации, когда предпринимателю нужно было интенсивно работать не год, два, а пять лет. Если он при этом не спит, не восстанавливает силы и всю жизнь поставил на кон, то в случае провала происходит драма или даже затяжная депрессия. Как избежать разочарования? Жить в действии, а не в выжидании. Рассчитывать силы не на спринт, а на марафон. Выстраивать собственную систему вознаграждения и поощрения, работающую на ежедневной/еженедельной основе.
10. Разумная забота о других
И здесь тоже может быть две крайности. Мы либо забываем о других, сосредотачиваясь на себе и становясь черствыми, либо с головой уходим в гиперзаботу, чувствуя ответственность за мысли и действия других (например, коллектив), их выбор и благополучие. От такого поведения страдают все.
Как избежать связанного с этим стресса? Найти баланс: проявлять заботу, но при этом интересоваться мнением других и позволять им жить своей жизнью. Возможно, это будет волонтерство или благотворительность. Посмотрите, что ближе всего вам и бизнесу.
Как видите, независимо от происходящего мы можем как проваливаться в стресс, так и не делать этого. Жить становится намного интереснее, если усвоить: в каждой ситуации мы сами решаем, как реагировать и что испытывать.
Стресс — частый спутник предпринимателя на всех стадиях развития бизнеса. Вначале он связан с переживаниями о работоспособности и прибыльности нового дела. Далее — с тревогами по поводу договоров, сроков поставок, качества сервиса. Действительно ли стресс так плох, как мы привыкли считать, и можно ли научиться мыслить по-другому?
Средства массовой информации настраивают нас, что стресс — дело пагубное и с ним надо бороться любой ценой. Убирать, растворять, снимать, иначе счастливой жизни не видать.
Нужно ли тратить силы на борьбу с ним? Ведь это нормальная реакция организма, благодаря которой мы приспосабливаемся к меняющейся действительности, и в разумных пределах нужна и даже полезна.
Правда, нельзя отрицать, что у жизни в постоянном напряжении масса побочных эффектов. Накапливается усталость, человек перестает замечать краски жизни, появляется чувство загнанности. Тут уже и до вполне ощутимых физических болезней недалеко: голова раскалывается, спина ноет, с желудком что-то, в сердце кольнуло. Губительность стресса зависит от того, что мы думаем по этому поводу. Келли Макгонигал, профессор Стэнфордского университета, описала эксперимент, в ходе которого изучалось, как стресс влияет на продолжительность жизни.
Высокий уровень стресса увеличивает риск преждевременной смерти на 43%
Людям задавали два вопроса:
• Насколько сильный стресс они испытывали в последний год?
• Считают ли они, что стресс вредит здоровью?
Через 8 лет оказалось, что высокий уровень стресса увеличивает риск преждевременной смерти на 43%. Но это справедливо только для тех, кто считает стресс опасным. Все зависит от мыслей.
Какие привычки мышления загоняют предпринимателя в стресс?
ПРОГРАММА-АНТИСТРЕСС: 10 СПОСОБОВ МЫСЛИТЬ ИНАЧЕ
Все мы привыкли в определенных ситуациях мыслить по алгоритмам. И от этого зависит наша продуктивность. Если же научиться отслеживать и «перехватывать» негативные привычки мышления, есть все шансы превратить стресс в союзника. И вот 10 способов, как это можно сделать.
1. Антифильтрация
Негативная фильтрация — это фокусирование только на отрицательной стороне ситуации. Она похожа на черные очки, через которые человек смотрит на жизнь. Например, в ходе переговоров предприниматель подписал контракт, но столкнулся с недовольным замечанием со стороны заказчика. И затем, вспоминая события дня, он как бы не замечает то хорошее, что случилось, а сосредотачивается только на критике в свой адрес.
Мозг так устроен, что отрицательные события мы помним дольше и в больших подробностях. Это негативное мышление сложилось путем эволюции, когда угроза подстерегала с разных сторон, заставляя находиться в постоянном напряжении. Древние времена прошли, а привычка осталась.
Люди, ведущие дневник позитива, становятся на 10% счастливее
Практика внимательности (или майдфулнес) поможет наработать новый навык позитивного мышления. Для этого достаточно завести дневник, можно использовать рабочий ежедневник. В конце дня записывайте три позитивных события, которые произошли за день. По данным исследования Мартина Селигмана, основателя позитивной психологии, люди, ведущие дневник позитива, становятся на 10% счастливее.
2. Антиполяризация
Мы часто привыкаем мыслить противоположными категориями: черное и белое, хорошее и плохое. И предприниматель, попадая в ловушку собственного перфекционизма, старается сделать все на 5, и если на 5 не получилось, то это автоматически плохо. Как будто в мире есть только крайности и не бывает полутонов. Такое мышление очень ограничивает возможности и способствует нарастанию внутреннего напряжения. Ведь чтобы быть лучшим, надо постоянно держать марку, делать все идеально, не допускать ошибок. Что в принципе маловероятно.
Что делать, если заметили за собой такую привычку? Перестать бросаться в крайности, оценивая ситуацию, и стараться постепенно снижать планку перфекционизма. Задавайте себе простой вопрос: «На сколько процентов плохо или хорошо?» Лучше пусть что-то будет сделано не на отлично, но все же оно будет сделано. Это уже результат.
3. Антикатастрофизация
Катастрофизация — это такая привычка мышления, когда человек все время ожидает и представляет себе надвигающуюся беду. Что, если случится сбой на производстве? Что, если товар не успеет доехать? И когда раздается звонок в трубке, человек вздрагивает, а воображение уже рисует самый драматичный сценарий. В итоге предприниматель все время ожидает худшего. В таком состоянии очень сложно что-либо создавать и действовать продуктивно.
Чтобы изменить мышление, важно научиться трезво и непредвзято определять вероятность события. Действительно ли это может со мной произойти? Если да, то вместо переживаний лучше предпринять своевременные меры. Если нет, то зачем себя накручивать?
Еще особо тревожным помогает довести до абсурда собственный страх катастрофы и задать 5 раз один простой вопрос: «Что в этом страшного?» Чаще всего человек отрезвляется, пройдясь по этой цепочке до конца.
4. Работа с ошибками контроля
Вопрос контроля над ситуацией для многих ключевой. Если нам кажется, что кто-то извне нас контролирует, мы воспринимаем себя как беспомощное создание, жертву злого рока. Например, если старший партнер не выполнил обязательство, я тоже ни за что не отвечаю, моей вины нет. Так-то оно так, но вот ситуация от этого не решается.
Выделяют также ошибки, связанные с внутренним контролем. Человек берет на себя ответственность за все хорошее и плохое, что происходит с ним, бизнесом, партнерами, поставщиками, клиентами, ситуацией в стране. Бывают случаи, когда предприниматель корит себя за проваленную сделку, потому что не так действовал, забывая принять в расчет, что ситуация закупки изменилась.
Ошибки или неудачи — неотъемлемая часть жизни. Все ошибаются. Постарайтесь найти золотую середину между гиперответственностью на грани самобичевания и другим полюсом — бесхребетностью и позицией жертвы, от которой ничего не зависит. А затем просто действуйте.
5. Работа с ошибками справедливости
Обостренное чувство справедливости — еще одна тенденция, которая может причинять вред. Если мы убеждены, что живем в абсолютно справедливом мире, мы раз за разом сваливаемся в обвинения тех, кто, по нашему пониманию, «крайний», «заслужил» ту или иную ситуацию, кто виноват в нашем провале.
Используйте чувство несправедливости как точку роста собственного бизнеса
Это же касается и самообвинения: я заслужил наказание, ведь тут недосмотрел, там недоделал. От предпринимателей чаще всего можно услышать: почему мир так несправедлив ко мне? Что я сделал не так? Чем я хуже Петра? Почему клиент покупает у него, а не у меня?
Вместо чувства обиды на несправедливый мир стоит взять и сделать то же самое, или даже лучше, чем сделал Петр для клиентов. Не впадать в обиду, не заниматься самобичеванием, а использовать чувство несправедливости как точку роста собственного бизнеса. Просто брать и делать.
6. «Как должно быть»
Мы любим вгонять себя в долги, предъявлять к себе, другим, к миру в целом завышенные требования. «Я должен быть хорошим руководителем», «Бизнес должен приносить 3 миллиона рублей ежемесячно», «Близкие и коллектив должны меня одобрять», «Все должно быть так, как мне хочется». И это, с одной стороны, толкает предпринимателя вперед к поставленным целям, а с другой — делает его заложником собственных высоких ожиданий.
В жизни, как и в бизнесе, не бывает абсолютного 100% попадания во все «должны». Как не отчаяться самому, если что-то пошло не так, не съесть всех вокруг, которые тоже «должны были»? Рецепт прост: допускать возможность своих и чужих ошибок, признавать, что другие люди тоже уникальны и могут жить по собственным сценариям.
7. Работа с ошибками изменений
Бизнес можно улучшить, если поменять сотрудников, партнеров, клиентов, да кого угодно. Мы часто необоснованно ждем, что другой человек — партнер по бизнесу, сотрудник, супруг — может измениться и начать более эффективно оправдывать наши ожидания. Нам хочется изменить других, ведь именно от этих перемен зависят наша прибыль и счастливая жизнь.
Как только вас посетила эта мысль, задайте вопрос: как я могу измениться сам? Простое и действенное — начать с себя. Принимая уникальность каждого человека, в том числе собственную, двигайтесь в комфортном темпе, развивайте бизнес. Люди, которые будут идти наравне или опережать, — принесут пользу, те, которые отстанут, вам не нужны. У них свой темп, и это надо уважать.
8. «Я всегда прав»
Распространенная модель поведения — желание доказать, что наши действия и мнения всегда правильны. Приверженцы этой модели готовы пойти на все, чтобы показать свою правоту. «Этот бизнес будет успешен несмотря ни на что, надо еще немного вложить сил и денег». Я видела большое количество предпринимателей, которые не могли поверить в то, что ошиблись, что пришло время закрывать бизнес. Несмотря на объективные показатели провала, они все равно продолжали вкладывать деньги, продавая все, что было на тот момент в семье, лишь бы не признавать, что ошиблись.
Что делать? Разрешить себе и другим ошибаться. Ведь проще признать ошибку, пойти дальше и сохранить отношения с близкими людьми, чем продолжать инвестировать в умирающий проект.
9. Отказ от ожидания вознаграждения свыше
Предприниматель, особенно если это его первый бизнес, отдает всего себя делу. Работает на самоотречение и самопожертвование, предполагая, что когда-нибудь бизнес заработает сам и старания окупятся. Это было бы не лишено смысла, если бы мы не придумывали собственные сроки получения такой «награды».
В каждой ситуации мы сами решаем, как реагировать и что испытывать
Я встречала ситуации, когда предпринимателю нужно было интенсивно работать не год, два, а пять лет. Если он при этом не спит, не восстанавливает силы и всю жизнь поставил на кон, то в случае провала происходит драма или даже затяжная депрессия. Как избежать разочарования? Жить в действии, а не в выжидании. Рассчитывать силы не на спринт, а на марафон. Выстраивать собственную систему вознаграждения и поощрения, работающую на ежедневной/еженедельной основе.
10. Разумная забота о других
И здесь тоже может быть две крайности. Мы либо забываем о других, сосредотачиваясь на себе и становясь черствыми, либо с головой уходим в гиперзаботу, чувствуя ответственность за мысли и действия других (например, коллектив), их выбор и благополучие. От такого поведения страдают все.
Как избежать связанного с этим стресса? Найти баланс: проявлять заботу, но при этом интересоваться мнением других и позволять им жить своей жизнью. Возможно, это будет волонтерство или благотворительность. Посмотрите, что ближе всего вам и бизнесу.
Как видите, независимо от происходящего мы можем как проваливаться в стресс, так и не делать этого. Жить становится намного интереснее, если усвоить: в каждой ситуации мы сами решаем, как реагировать и что испытывать.