Ugman
Модератор
Феноменальная память. Психологический фокус
Примитивна, как всё реально работающее. По словам давшего (точнее, «продавшего», ибо бесплатных семинаров не бывает, и это правильно) мне её преподавателя, разработана в восьмидесятых годах прошлого века в Новосибирской психологической конторе, как решение задачи повышения памяти простого советского прапорщика (не «фи!», а перечитай начало абзаца). Понятно, что в средней школе прапорщик спал на задней парте (вообще, «обучение во сне» возможно, но только при строжайшем следовании весьма малоизвестным методикам «гипнопедии»; не путай с «зоофилией»), и «крючков» прапорщик не имеет – иначе ему хватило бы мозгов хотя бы на военное училище. Кстати, одного толкового прапорщика (понятно, что бывшего и недолго) я в жизни всё же встречал; но у него «за спиной» было педучилище (можно предположить, что «закон нормального распределения» распространяется даже на прапорщиков).
А ты что, закончил военное училище? Не задирай нос – методика в «Школах прапорщиков» не прижилась и «ушла в народ» потому, что преподаватели оных школ просто не могли понять: что есть сие, зачем надо и как работает (помнится, очень коряво, – не иначе, как таким преподавателем, – методика была опубликована в макулатурной книжонке «Помоги себе сам»; интересно – найди в библиотеке и, в свете информации главы, просмотри). О чём я хочу поинтересоваться, догадался?.. Точно не преподавал? Тогда читай дальше, разберёшься без проблем.
Используется данная методика для «прибивания крючков» при их отсутствии либо недостатке, и, наряду с возможностью запоминания «тезисных» позиций, при регулярном использовании «уходит на подсознание», в итоге давая «повышение общей памяти» на 8 – 15% на фоне «контрольных групп».
В психологической практике сия методика также используется для эстрадных демонстраций. Работая в школе, имей в виду, что дети будут в восторге, но «коллеги» возненавидят тебя люто: хорошая память есть основа Интеллекта, который в общественном сознании синонимирован с Умом; для тупого же быдла, осилившего пединститут, ты будешь «бельмом на глазу»; увы, другого преподавательского состава в школах уже не остаётся. Воистину: «Боже, кто учит наших детей!»
На той же «связи» памяти и Ума построена игровая «замануха» вроде: «Давай сыграем «В слова»: оба напишем по пятьдесят любых слов, затем друг другу зачитаем и посмотрим, кто умнее! Ты запомнишь, например, сорок слов из моего списка – у тебя сорок баллов; я запомню, например, тридцать пять из твоего – у меня тридцать пять баллов. В этом случае разница пять баллов в твою пользу; а балл – тысяча долларов. Расчет в течение суток, не вопрос, ум денег стоит! Но понятно, что я тоже вроде не дурак и постараюсь выиграть. Пусть победит умнейший! Играем?»
Ты бы сыграл? Честно, хотя бы перед самим собой! Так-то… Причем, если методикой владеют оба, то сыграют «по нолям», только и всего; однако в жизни сыграют далеко не «по нолям»; а «игровой долг – святое»… Это уже серьёзный процесс, и многозначность правила «осторожно с игровыми делами» никто не отменял. То, что ты воспроизведёшь (чем больше практической тренировки, тем выше результат, разумеется) около 50 слов из его списка (причём, хоть «по номерам» и «с начала до конца», хоть «с конца до начала», а также по тем номерам «вразброс»), а клиент в среднем около 20 «кучей» (на моей памяти абсолютным и несравненным результатом было 38 при игре с профессиональным карточным «каталой») – ему исходно знать не надо. Также «в игровых делах» оговаривается предельное время на воспроизведение списков, понятное дело. Касательно этики – каждый играет, как умеет, а «из мозгов анализ не возьмёшь».
Имей в виду, что даже малые дозы алкоголя нарушают ассоциативные связи, и «с каждым граммом» результат становится всё менее гарантирован. Если клиент откроет книжку и под каждым номером станет называть последовательно слово из осмысленного предложения, скажи: «Минуточку! Я не пользуюсь никакими материалами! Так будь любезен и ты из головы! По книжке да шпаргалке все умные!» (в том случае мозг начнёт строить логические цепи, а это уже другой режим, и работе с «решёткой» он будет мешать). То же говоришь (а в споре и игре всё оговаривается «на берегу», не так ли?), если клиент попытается выписывать для запоминания слова из словаря, тем паче сложные и незнакомые (запомнить оные вполне реально, но до фига возни с раскладкой большого объёма незнакомых слов на знакомые составляющие элементы; зачем тебе лишние трудозатраты). Общий подход к процессу понятен? Конкретизируешь сам с опытом; разбирайся дальше.
Исполнение рассмотрим на примере выступления перед студенческой группой. Утилизируешь как угодно (от «велика сила Науки» до «десять лет в горах Тибета»), затем говоришь: «Сейчас я выйду из аудитории [«в сопровождении представителя группы, которая (!) проследит, чтобы я не подслушивал, не подглядывал, что при мне нет шпионской аппаратуры», – если в той группе есть представительницы, достойные твоего… уровня, разумеется]. В это время группа накидает на доску полсотни любых слов под номерами, надиктовав их ведущему из вашего состава [сотню, две, десять тысяч – это не важно; но даже полсотни будут накидывать долго, а учебный процесс по определению динамичен, и терять темп нельзя; из тех соображений я иногда заявляю вообще тридцать]. Затем закроете список и позовёте меня. Я войду и сяду к доске спиной. Ведущий прочитает мне список по принципу: «Один: «Забор…» Я говорю: «Угу», далее: «Два: «Небо…» Моё «угу», и так далее. Понятно? Начали!»
Зачитали, «наугукался» ты, аки филин; теперь самое впечатляющее (даже если раскрыть методику, то студенты в коридорах при виде тебя начнут восторженно шептаться через два дня, а «коллеги» в бессильной зависти биться пустыми головами о стену и строить козни уже через день – проверено неоднократно: от средней общеобразовательной школы до государственного университета).
Итак, ты называешь порядковый номер и слово из списка за спиной, ведущий ставит к оному «плюсик», быстро следующее и так до конца списка (студенты доску видят, как видят и то, что ты не ошибаешься). Затем ты называешь номера в обратном порядке и к каждому озвучиваешь слово (то есть сперва «с начала до конца», потом «с конца до начала»); всё сие исполняется без ошибок и быстро, набирая темп занятия до «рабочего». После чего предлагаешь студентам называть тебе любые номера «вразброс» – на назвавшего показываешь рукой, повторяешь озвученный им номер и говоришь слово из списка, тому номеру соответствующее; и так до полного убеждения присутствующих в Несравненном Величии Твоего Гения.
Ну что, впечатлило? Так иди, работай! Ах, всего-то методика нужна! Как и в любом деле…
Чего следует добиваться – вроде ясно. Как этого добиться? Правильно, элементарно (ибо помним, что если нечто «очень сложно», то либо тебе врут, либо то «нечто» есть «ничто» и просто не работает).
Берёшь лист формата А4 «в длину» и разлиновываешь на десять вертикальных колонок и пять горизонтальных. Каждую клетку по горизонтали нумеруешь в уголке (получится «1-10», «11-20» и так до 50). Теперь будем заполнять. С чем у тебя ассоциируется цифра 1? Ого! У тебя тоже?! Прекрасно: нарисуй инструмент в клеточке, снизу подпиши и никому не показывай. Цифра 2? Лебедь? Рисуй, снизу подписывай. Цифра 3? У меня лично со шваброй по звучанию, но это мой глюк, положи на место. Чо?! Отец, сын и дух святой? А ты их видел? Вот и не выпендривайся, ибо то, что не существует в природе, не будет работать. Образ должен быть абсолютно конкретным! Рисуй «очки» и поехали дальше (не будут работать, либо покажется образ оптимальным к другому номеру – заменишь)…
Что требуется, понятно? Где нет ассоциаций – забивай произвольные символы (почему, например, у меня на 26 скелет – понятия не имею, но прижился и работает).
После заполнения «решётка» заучивается наизусть (оптимальней «методом вопрос – ответ») и приступаешь к тренировкам. Мозг учится быстро [23], и через короткое время прошлые заполненные решётки перестанут «путаться» со вновь заполняемыми.
Феномен в том, что в регрессиях я легко поднимал ученикам решётки, отработанные и выброшенные пару лет назад, и не исключаю, что именно в наличии в памяти больших объёмов «связных образов» и есть причина «общей» эффективности методики.
Как тренироваться? А ты ещё не догадался?! Смотри: тебе читают номер и слово к запоминанию. Ты быстро строишь с этим словообразом картинку, где оный связан с твоим символом из решётки, расположенным под этим номером (картинка должна быть максимально нелепой и содержать движение, то есть динамичной). Затем сбрасываешь картинку (больше к ней в процессе заполнения решётки не возвращаясь), говоришь «угу» и аналогично работаешь со следующим словом.
Заполнив решётку начинаем воспроизведение, по порядку поднимая свои символы по номерам, а твой символ связан в картинку с запоминаемым словом и тащит оную с собой – называешь клиенту его слово; и так до конца его списка. Затем то же самое, поднимая цифры «задом наперёд». Затем аналогично «вразброс по номерам». Имей в виду, что, дабы назвать «номера по словам», тебе придётся просматривать всю решётку, а это, в отличие от предыдущих, процесс не быстрый, и при выступлениях я того не делаю, дабы не портить общее впечатление.
Пример.Допустим, что в твоей решётке наличествует: «1 – столб, 2 – лебедь, 3 – очки, 4 – стул, 5 – клякса…» Всё вызубрено должным образом и можно работать. Тебе дают: «1 – небо». Ты, например, запускаешь в небо десяток столбов, трясущихся от скоростной перегрузки (за коими хвосты пламени), и оные небо «дырявят в клочья». Готово – скинул, «угу» и следующее слово: «2 – сарай». Лебедь, разогнавшись с перепою, врезается в соломенную крышу сарая, хлопая крыльями, и солома летит во все стороны. Скинул, «угу», и следующее: «3 – мечта». О-па! Это номинализация, придётся проявить фантазию. Дед в огромных очках в восторге прыгает по берегу моря, на волнах которого до горизонта раскачиваются, сталкиваясь, гробы с мечтами. По желанию добавь мерзкую вонь гниющих отбросов, и полный порядок! «Угу» и: «4 –крякозябра» Не вопрос: на твоём «решёточном стуле» крокодил имеет зебру в диком темпе, конструкция раскачивается и брызги летят во все стороны. Сбросил (создав картинку ты слово отработал и больше до воспроизведения к нему не возвращайся, поскольку то типичная ошибка в процессе любого запоминания), «угу» и его «перл»: «5 – трансцендентность». Элементарно: транс, ценники, день, плюс твоя жирная клякса (например, йог с безумной плоской мордой и расфокусированным взором, весь облеплённый ценниками, трясущимися от ветра, днём сидит в «позе лотоса», и всё там в смачных кляксах). Увидел? Сброс. Продолжай процесс аналогично на весь объём списка.
Закончив, переходи к воспроизведению: на «1» у тебя зазубрен столб – привет картинке, ибо, конечно, искомое слово «небо»; на «2» у тебя лебедь – вспомнил лебедя, а он мгновенно вылезает вместе с сараем, и так далее. Всё понятно?Занавес!
В режиме «ввод – снятие» решётка используется для подготовки к речевым выступлениям (тогда последовательно забрасываются тезисы в виде ключевого слова), для запоминания телефонных номеров (я связываю «решёточные образы» цифр справа-налево, но это не важно, хоть сверху-вниз, и добавляю в картинку действа абонента-участника) и т.п., но главное в аспекте повышения «общей памяти» – тренировка процесса «ввод – воспроизведение» и наличие больших объёмов связных образов.
Освоив «решётку на 50» возьми второй лист и аналогично заполни и выучи наизусть «51-100» (советую на обороте ввести символ «ноль» – может пригодиться).
А как запомнить, например, 123 слова? Третий лист не нужен! Для мозга эти процессы уже естественны, потому заполни решётку на 100, занумеруй «№1» (я для того окрашиваю её образ-картинку №1 в синий цвет), отложи любым удобным способом (я придвигаю «на себя»), и заполняй аналогичную, но ещё «чистую», на 23 картинки, занумеровав её «№2»; ничего нового тут уже нет – при наличии навыков это легко.
С опытом будет всё меньше «пропускаемых» слов (в том случае созданная картинка была малоинформативной; у меня сие возможно если накануне я увлёкся дегустацией пива), и неуклонно повышается скорость «забросов» слов в решётку – это естественно. Не можешь вспомнить – не напрягайся (то пустейшее дело и «дорога в никуда»), а работай дальше, и вполне возможно, что картинка «выскочит» при обратном проходе, «разбросе» или возврате к «номерам с минусами» после основной отработки. Дерзай!
Алексей Пирогов.
Примитивна, как всё реально работающее. По словам давшего (точнее, «продавшего», ибо бесплатных семинаров не бывает, и это правильно) мне её преподавателя, разработана в восьмидесятых годах прошлого века в Новосибирской психологической конторе, как решение задачи повышения памяти простого советского прапорщика (не «фи!», а перечитай начало абзаца). Понятно, что в средней школе прапорщик спал на задней парте (вообще, «обучение во сне» возможно, но только при строжайшем следовании весьма малоизвестным методикам «гипнопедии»; не путай с «зоофилией»), и «крючков» прапорщик не имеет – иначе ему хватило бы мозгов хотя бы на военное училище. Кстати, одного толкового прапорщика (понятно, что бывшего и недолго) я в жизни всё же встречал; но у него «за спиной» было педучилище (можно предположить, что «закон нормального распределения» распространяется даже на прапорщиков).
А ты что, закончил военное училище? Не задирай нос – методика в «Школах прапорщиков» не прижилась и «ушла в народ» потому, что преподаватели оных школ просто не могли понять: что есть сие, зачем надо и как работает (помнится, очень коряво, – не иначе, как таким преподавателем, – методика была опубликована в макулатурной книжонке «Помоги себе сам»; интересно – найди в библиотеке и, в свете информации главы, просмотри). О чём я хочу поинтересоваться, догадался?.. Точно не преподавал? Тогда читай дальше, разберёшься без проблем.
Используется данная методика для «прибивания крючков» при их отсутствии либо недостатке, и, наряду с возможностью запоминания «тезисных» позиций, при регулярном использовании «уходит на подсознание», в итоге давая «повышение общей памяти» на 8 – 15% на фоне «контрольных групп».
В психологической практике сия методика также используется для эстрадных демонстраций. Работая в школе, имей в виду, что дети будут в восторге, но «коллеги» возненавидят тебя люто: хорошая память есть основа Интеллекта, который в общественном сознании синонимирован с Умом; для тупого же быдла, осилившего пединститут, ты будешь «бельмом на глазу»; увы, другого преподавательского состава в школах уже не остаётся. Воистину: «Боже, кто учит наших детей!»
На той же «связи» памяти и Ума построена игровая «замануха» вроде: «Давай сыграем «В слова»: оба напишем по пятьдесят любых слов, затем друг другу зачитаем и посмотрим, кто умнее! Ты запомнишь, например, сорок слов из моего списка – у тебя сорок баллов; я запомню, например, тридцать пять из твоего – у меня тридцать пять баллов. В этом случае разница пять баллов в твою пользу; а балл – тысяча долларов. Расчет в течение суток, не вопрос, ум денег стоит! Но понятно, что я тоже вроде не дурак и постараюсь выиграть. Пусть победит умнейший! Играем?»
Ты бы сыграл? Честно, хотя бы перед самим собой! Так-то… Причем, если методикой владеют оба, то сыграют «по нолям», только и всего; однако в жизни сыграют далеко не «по нолям»; а «игровой долг – святое»… Это уже серьёзный процесс, и многозначность правила «осторожно с игровыми делами» никто не отменял. То, что ты воспроизведёшь (чем больше практической тренировки, тем выше результат, разумеется) около 50 слов из его списка (причём, хоть «по номерам» и «с начала до конца», хоть «с конца до начала», а также по тем номерам «вразброс»), а клиент в среднем около 20 «кучей» (на моей памяти абсолютным и несравненным результатом было 38 при игре с профессиональным карточным «каталой») – ему исходно знать не надо. Также «в игровых делах» оговаривается предельное время на воспроизведение списков, понятное дело. Касательно этики – каждый играет, как умеет, а «из мозгов анализ не возьмёшь».
Имей в виду, что даже малые дозы алкоголя нарушают ассоциативные связи, и «с каждым граммом» результат становится всё менее гарантирован. Если клиент откроет книжку и под каждым номером станет называть последовательно слово из осмысленного предложения, скажи: «Минуточку! Я не пользуюсь никакими материалами! Так будь любезен и ты из головы! По книжке да шпаргалке все умные!» (в том случае мозг начнёт строить логические цепи, а это уже другой режим, и работе с «решёткой» он будет мешать). То же говоришь (а в споре и игре всё оговаривается «на берегу», не так ли?), если клиент попытается выписывать для запоминания слова из словаря, тем паче сложные и незнакомые (запомнить оные вполне реально, но до фига возни с раскладкой большого объёма незнакомых слов на знакомые составляющие элементы; зачем тебе лишние трудозатраты). Общий подход к процессу понятен? Конкретизируешь сам с опытом; разбирайся дальше.
Исполнение рассмотрим на примере выступления перед студенческой группой. Утилизируешь как угодно (от «велика сила Науки» до «десять лет в горах Тибета»), затем говоришь: «Сейчас я выйду из аудитории [«в сопровождении представителя группы, которая (!) проследит, чтобы я не подслушивал, не подглядывал, что при мне нет шпионской аппаратуры», – если в той группе есть представительницы, достойные твоего… уровня, разумеется]. В это время группа накидает на доску полсотни любых слов под номерами, надиктовав их ведущему из вашего состава [сотню, две, десять тысяч – это не важно; но даже полсотни будут накидывать долго, а учебный процесс по определению динамичен, и терять темп нельзя; из тех соображений я иногда заявляю вообще тридцать]. Затем закроете список и позовёте меня. Я войду и сяду к доске спиной. Ведущий прочитает мне список по принципу: «Один: «Забор…» Я говорю: «Угу», далее: «Два: «Небо…» Моё «угу», и так далее. Понятно? Начали!»
Зачитали, «наугукался» ты, аки филин; теперь самое впечатляющее (даже если раскрыть методику, то студенты в коридорах при виде тебя начнут восторженно шептаться через два дня, а «коллеги» в бессильной зависти биться пустыми головами о стену и строить козни уже через день – проверено неоднократно: от средней общеобразовательной школы до государственного университета).
Итак, ты называешь порядковый номер и слово из списка за спиной, ведущий ставит к оному «плюсик», быстро следующее и так до конца списка (студенты доску видят, как видят и то, что ты не ошибаешься). Затем ты называешь номера в обратном порядке и к каждому озвучиваешь слово (то есть сперва «с начала до конца», потом «с конца до начала»); всё сие исполняется без ошибок и быстро, набирая темп занятия до «рабочего». После чего предлагаешь студентам называть тебе любые номера «вразброс» – на назвавшего показываешь рукой, повторяешь озвученный им номер и говоришь слово из списка, тому номеру соответствующее; и так до полного убеждения присутствующих в Несравненном Величии Твоего Гения.
Ну что, впечатлило? Так иди, работай! Ах, всего-то методика нужна! Как и в любом деле…
Чего следует добиваться – вроде ясно. Как этого добиться? Правильно, элементарно (ибо помним, что если нечто «очень сложно», то либо тебе врут, либо то «нечто» есть «ничто» и просто не работает).
Берёшь лист формата А4 «в длину» и разлиновываешь на десять вертикальных колонок и пять горизонтальных. Каждую клетку по горизонтали нумеруешь в уголке (получится «1-10», «11-20» и так до 50). Теперь будем заполнять. С чем у тебя ассоциируется цифра 1? Ого! У тебя тоже?! Прекрасно: нарисуй инструмент в клеточке, снизу подпиши и никому не показывай. Цифра 2? Лебедь? Рисуй, снизу подписывай. Цифра 3? У меня лично со шваброй по звучанию, но это мой глюк, положи на место. Чо?! Отец, сын и дух святой? А ты их видел? Вот и не выпендривайся, ибо то, что не существует в природе, не будет работать. Образ должен быть абсолютно конкретным! Рисуй «очки» и поехали дальше (не будут работать, либо покажется образ оптимальным к другому номеру – заменишь)…
Что требуется, понятно? Где нет ассоциаций – забивай произвольные символы (почему, например, у меня на 26 скелет – понятия не имею, но прижился и работает).
После заполнения «решётка» заучивается наизусть (оптимальней «методом вопрос – ответ») и приступаешь к тренировкам. Мозг учится быстро [23], и через короткое время прошлые заполненные решётки перестанут «путаться» со вновь заполняемыми.
Феномен в том, что в регрессиях я легко поднимал ученикам решётки, отработанные и выброшенные пару лет назад, и не исключаю, что именно в наличии в памяти больших объёмов «связных образов» и есть причина «общей» эффективности методики.
Как тренироваться? А ты ещё не догадался?! Смотри: тебе читают номер и слово к запоминанию. Ты быстро строишь с этим словообразом картинку, где оный связан с твоим символом из решётки, расположенным под этим номером (картинка должна быть максимально нелепой и содержать движение, то есть динамичной). Затем сбрасываешь картинку (больше к ней в процессе заполнения решётки не возвращаясь), говоришь «угу» и аналогично работаешь со следующим словом.
Заполнив решётку начинаем воспроизведение, по порядку поднимая свои символы по номерам, а твой символ связан в картинку с запоминаемым словом и тащит оную с собой – называешь клиенту его слово; и так до конца его списка. Затем то же самое, поднимая цифры «задом наперёд». Затем аналогично «вразброс по номерам». Имей в виду, что, дабы назвать «номера по словам», тебе придётся просматривать всю решётку, а это, в отличие от предыдущих, процесс не быстрый, и при выступлениях я того не делаю, дабы не портить общее впечатление.
Пример.Допустим, что в твоей решётке наличествует: «1 – столб, 2 – лебедь, 3 – очки, 4 – стул, 5 – клякса…» Всё вызубрено должным образом и можно работать. Тебе дают: «1 – небо». Ты, например, запускаешь в небо десяток столбов, трясущихся от скоростной перегрузки (за коими хвосты пламени), и оные небо «дырявят в клочья». Готово – скинул, «угу» и следующее слово: «2 – сарай». Лебедь, разогнавшись с перепою, врезается в соломенную крышу сарая, хлопая крыльями, и солома летит во все стороны. Скинул, «угу», и следующее: «3 – мечта». О-па! Это номинализация, придётся проявить фантазию. Дед в огромных очках в восторге прыгает по берегу моря, на волнах которого до горизонта раскачиваются, сталкиваясь, гробы с мечтами. По желанию добавь мерзкую вонь гниющих отбросов, и полный порядок! «Угу» и: «4 –крякозябра» Не вопрос: на твоём «решёточном стуле» крокодил имеет зебру в диком темпе, конструкция раскачивается и брызги летят во все стороны. Сбросил (создав картинку ты слово отработал и больше до воспроизведения к нему не возвращайся, поскольку то типичная ошибка в процессе любого запоминания), «угу» и его «перл»: «5 – трансцендентность». Элементарно: транс, ценники, день, плюс твоя жирная клякса (например, йог с безумной плоской мордой и расфокусированным взором, весь облеплённый ценниками, трясущимися от ветра, днём сидит в «позе лотоса», и всё там в смачных кляксах). Увидел? Сброс. Продолжай процесс аналогично на весь объём списка.
Закончив, переходи к воспроизведению: на «1» у тебя зазубрен столб – привет картинке, ибо, конечно, искомое слово «небо»; на «2» у тебя лебедь – вспомнил лебедя, а он мгновенно вылезает вместе с сараем, и так далее. Всё понятно?Занавес!
В режиме «ввод – снятие» решётка используется для подготовки к речевым выступлениям (тогда последовательно забрасываются тезисы в виде ключевого слова), для запоминания телефонных номеров (я связываю «решёточные образы» цифр справа-налево, но это не важно, хоть сверху-вниз, и добавляю в картинку действа абонента-участника) и т.п., но главное в аспекте повышения «общей памяти» – тренировка процесса «ввод – воспроизведение» и наличие больших объёмов связных образов.
Освоив «решётку на 50» возьми второй лист и аналогично заполни и выучи наизусть «51-100» (советую на обороте ввести символ «ноль» – может пригодиться).
А как запомнить, например, 123 слова? Третий лист не нужен! Для мозга эти процессы уже естественны, потому заполни решётку на 100, занумеруй «№1» (я для того окрашиваю её образ-картинку №1 в синий цвет), отложи любым удобным способом (я придвигаю «на себя»), и заполняй аналогичную, но ещё «чистую», на 23 картинки, занумеровав её «№2»; ничего нового тут уже нет – при наличии навыков это легко.
С опытом будет всё меньше «пропускаемых» слов (в том случае созданная картинка была малоинформативной; у меня сие возможно если накануне я увлёкся дегустацией пива), и неуклонно повышается скорость «забросов» слов в решётку – это естественно. Не можешь вспомнить – не напрягайся (то пустейшее дело и «дорога в никуда»), а работай дальше, и вполне возможно, что картинка «выскочит» при обратном проходе, «разбросе» или возврате к «номерам с минусами» после основной отработки. Дерзай!
Алексей Пирогов.