Ugman
Модератор
Какое хобби можно превратить в бизнес?
Почти любое.
Например, если вы любите готовить сладости, можете делать их на заказ. Если хорошо вяжете — создавайте вещи на продажу. Увлекаетесь архитектурой — водите экскурсии по городу. Любите читать — ведите блог про книжки или создайте платную рассылку.
Об этом стоит задуматься, если каждый день вы ходите на нелюбимую работу и не можете уделять достаточно времени своим увлечениям. Плюс в том, что сразу бросать работу не нужно. Начните с подработки, а если дело пойдёт — тогда уже уволитесь и будете работать на себя. В России на себя работают 20 млн человек, так что и у вас получится.
С чего начать своё дело?
Первое, что нужно — продумать идею. Чтобы это сделать, задайте себе следующие вопросы:
Ваше предложение должно вызывать у покупателей эмоциональный отклик. Что-то вроде: «Вау! Как круто! Я это хочу!» Вам нужно найти свою нишу, а значит, ваше предложение должно отличаться от других похожих и быть в чём-то лучше, чтобы клиенты выбирали именно вас. Отсутствие спроса у потребителей — главная причинаThe Top 20 Reasons Startups Fail неудачи бизнеса.
Крупные компании перед запуском нового товара или услуги проводят опросы в фокус-группах. Если новый продукт нравится — его запускают, если реакция неоднозначная — дорабатывают или отказываются. Так что если вы придумали что-то новое, проверьте жизнеспособность идеи на друзьях и знакомых. Только пусть не щадят ваших чувств и отвечают честно. Как это сделать — хорошо описано в книге Роба Фитцпатрика «Спроси маму. Как общаться с клиентами и подтвердить правоту своей бизнес-идеи, если все кругом врут?»
Для большей объективности создайте анонимную Google-форму с описанием идеи и полем для обратной связи. Отправьте её друзьям, оставьте на форумах и в соцсетях.
У меня есть крутая идея, что делать дальше?
Составьте бизнес-план. Даже если вы просто хотите готовить домашний зефир. Он покажет, сколько вы сможете заработать и стоит ли оно того.
Бизнес-план состоит из нескольких частей. Если кратко, в нём нужно:
Материалы — всё, что нужно для изготовления вещи или оказания услуги. Накладные издержки — доставка, реклама, аренда, комиссия банка, налоги. Труд — то, сколько вы берёте за работу. Если не тратитесь на аренду или доставку — не включаете это в расходы. Если вам не нужны материалы — тоже пропускаете.
Разберём пример на кардиганах. Чтобы не работать в убыток, вы должны посчитать все расходы и включить их в стоимость. Начинаем с материалов. На один кардиган нужно 400 г пряжи (1 000 рублей) и 6 пуговиц (60 рублей). Упаковка — 50 рублей. За работу вы берёте 500 рублей. Итого: 1 000 + 60 + 50 + 500 = 1640 х 2 = 3 220. Это минимальная стоимость одного кардигана. Чтобы увеличить прибыль, нужно либо поднять цену (брать больше за работу), либо дешевле закупать материалы.
В блоге «Эквида» для предпринимателей есть пример бизнес-плана по производству полезных сладостей.
Я составил бизнес-план, что теперь?
Пришло время реализовывать идею.
1. Придумайте название и логотип. Они понадобятся для оформления сайта, страниц в соцсетях и печатных материалов для клиентов. Если ничего не приходит в голову, можно заказать логотип у дизайнера или первое время обойтись без него.
2. Придумайте упаковку. Покупателям приятнее получить заказ в коробочке или в крафтовой бумаге, чем в обычном полиэтиленовом пакете. Пусть это увеличит стоимость товара на 50 рублей, но зато покупатель улыбнётся и расскажет о вас друзьям.
3. Найдите оптовых поставщиков. Возможно, раньше вы могли покупать материалы в ближайшем супермаркете. Но если решили заняться делом серьёзно и получать прибыль, вам нужно снизить себестоимость продукта. Оптовые закупки в этом помогут.
4. Продумайте условия доставки. Как и куда вы будете доставлять свой товар: по региону, по России или за границу? Курьером или «Почтой России»? Будете ли предлагать самовывоз? Пункт можно пропустить, если вы оказываете услуги, а не продаёте товары.
5. Сделайте фотографии и придумайте описание. Изображение товара — первое, на что обращает внимание покупатель. Старайтесь, чтобы фотографии были красивыми, в едином стиле. Если вы продаёте вещи, фотографируйте их с разных ракурсов и демонстрируйте детали. Если ваше хобби — это творчество, интеллектуальный труд или оказание услуг, показывайте своё портфолио и примеры работ.
6. Создайте интернет-магазин. Сайт — это ваша визитная карточка. Здесь вы коротко рассказываете о себе и показываете то, что делаете. Сайт не заменяет, а дополняет соцсети. Он нужен, чтобы потенциальные клиенты могли найти всю информацию в одном месте, а не листать записи на стене или в ленте. Сайт можно быстро и бесплатно создать с помощью сервиса «Эквид»: регистрируетесь, загружаете фото, описание товаров и услуг, настраиваете способ оплаты и доставки. Получается красивый одностраничный сайт со встроенным интернет-магазином, который удобно просматривать и на смартфоне, и на десктопе.
Можно подробнее про то, как создать интернет-магазин?
Расскажем на примере «Эквида» — тут всё просто. Вы регистрируетесь и сразу попадаете в панель управления.
Чтобы редактировать сайт, перейдите на страницу «Все каналы продаж» → «Стартовый сайт» и нажмите «Редактировать сайт». Вам предложат заполнить страницу с блоками: «Вступление и обложка», «Название и логотип», «Контакты», «Отзывы».
Обложка страницы
Это первое, что видит человек, когда заходит на сайт. Загрузите красивую фотографию хорошего качества. На ней может быть ваш товар, команда, вы сами, процесс производства или вдохновляющая картинка (в помощь — подборка фотостоков с бесплатными фотографиями). Размер фото должен быть 1 000 × 667 или больше.
Во вступлении коротко расскажите, что вы делаете и почему нужно выбрать вас.
Оформление интернет-магазина сумок и рюкзаков BagPack
Оформление интернет-магазина украшений ручной работы Coffart.ru
Витрина магазина
Здесь вы размещаете товары или услуги. Чтобы оформить витрину, понадобятся иллюстрации. Помните, что картинки должны быть качественными, а описания товаров/услуг — искренними. Не лейте воду, а пишите по существу, чтобы было понятно, что это за товар и чем он хорош. Не копируйте описания у конкурентов: поисковики это увидят и не поднимут ваш сайт высоко в выдаче.
Внешний вид витрины можно менять в разделе «Дизайн»:
После того как отредактировали страницу, установите цены и скидки. Людям больше нравится покупать товар со скидкой, чем просто по низкой цене. Так что не стесняйтесь указывать цену выше, а потом снижать её по акциям и купонам.
В базовом тарифе можно загрузить до 10 товаров или услуг. Для начала этого хватит. «Эквид» не берёт комиссию с продаж, даже если вы пользуетесь бесплатным тарифом.
Если у вас уже есть сайт или блог, в них можно интегрировать интернет-магазин «Эквид»: создать витрину, принимать платежи, отслеживать заказы, делать купоны на скидку. «Эквид» совместим с сайтами на WordPress, Wix, Tilda, uKit и другими платформами. Если хотите продавать в Facebook или «ВКонтакте», можно выгрузить каталог на страницы в этих соцсетях автоматически. Клиенты смогут оформлять заказы без переговоров в личных сообщениях.
Отзывы
Настоящие отзывы вызывают доверие. Читая их, пользователь принимает решение — купить или нет. Если клиенты уже оставляли вам отзывы, смело добавляйте их на сайт. Не пытайтесь схитрить, придумав отзыв самостоятельно. Лучше попросите первых клиентов написать честные комментарии.
Контакты и кнопки соцсетей
Укажите телефон, email, аккаунты в мессенджерах. Чем больше вариантов для связи, тем лучше.
У меня всё готово. Где искать клиентов и продвигать бизнес?
Заведите страницы в соцсетях и постепенно набирайте подписчиков. Для продвижения товаров хорошо работает Instagram, для услуг — «ВКонтакте» и Facebook. «Одноклассники» подойдут, если ваша целевая аудитория — люди в возрасте.
Чтобы люди подписывались на ваши аккаунты, в них должны быть не только фотографии товаров. Делитесь новостями и полезными советами, связанными с вашим хобби, показывайте процесс работы. Перед открытием придумайте конкурс с призами.
Для большего охвата можно использовать таргетированную рекламу в соцсетях и контекстную рекламу Yandex Direct и Google AdWords. Но реклама — дело сложное и неблагодарное. Если неправильно настроить показы или написать скучное объявление, все деньги уйдут впустую. Расходы на рекламу стоит заложить в цену товара.
Стоимость кардиганов, которые вы вяжете, — 3 220 рублей. Это цена без учёта рекламы. Заказов мало, и вы запустили рекламу «Вконтакте». Стоимость одного клика — 10 рублей. По объявлению кликают 100 человек. Расходы на рекламу: 10 × 100 = 1 000 рублей. Из 100 человек 15 заказали у вас кардиган. Значит, стоимость привлечения одного клиента: 1 000 / 15 = 66 рублей. Чтобы не терять прибыль, вам нужно поднять цену кардигана на 66 рублей. Итого стоимость кардигана: 3 220 + 66 = 3 286 рублей.
Как принимать оплату?
Для начала — наличными или переводом на карту. Когда заказов станет больше, удобнее делать это через сайт. На «Эквиде» можно получать оплату наличными, по карте, с электронных кошельков, наложенным платежом и банковским переводом.
Чтобы принимать через сайт оплату по карте и с электронных кошельков, нужно зарегистрироваться в платёжной системе («Яндекс.Касса», ROBOKASSA и другие) и открыть ИП или ООО. Если не хотите ничего подключать, есть наложенный платёж: вы отправляете товар и оплачиваете стоимость доставки, а покупатель оплачивает покупку после получения на «Почте России». Это долго, зато нигде не нужно регистрироваться.
Мне нужно платить налоги и регистрировать ИП?
Сначала про ИП.
Всё зависит от того, насколько масштабный у вас бизнес. Если это хобби, а не основной вид заработка, ИП регистрировать не надо. Например, вы в декрете и пару раз в месяц делаете торты на заказ. Или работаете в офисе, а по вечерам шьёте кардиганы.
Если хобби стало основным занятием и вы регулярно получаете за это деньги — это уже бизнес. Зарегистрируйте ИП, чтобы спать спокойно и не бояться налоговой.
Чтобы зарегистрировать ИП, нужно собрать документы (паспорт, заявление и чек за оплату пошлины в 800 рублей), подать их в налоговую и открыть расчётный счёт.
Теперь про налоги.
Платить их надо, даже если вы не ИП, а хобби — просто подработка. В этом случае вам придётся декларировать доходы от клиентов как физлицо. Для этого в конце года нужно сдавать в ФНС декларацию 3-НДФЛ и платить 13% от прибыли.
Прибыль — это ваша наценка. Если вы испекли торт за 1 000 рублей, где 600 рублей — продукты, а 400 рублей — ваш труд, платить 13% надо только с 400 рублей. Стоимость продуктов — это профессиональный вычет. Чтобы это доказать, сохраняйте чеки на материалы, которые купили для производства.
Можно чек-лист, чтобы я ничего не забыл?
Конечно! Вот список из 10 пунктов по порядку:
Почти любое.
Например, если вы любите готовить сладости, можете делать их на заказ. Если хорошо вяжете — создавайте вещи на продажу. Увлекаетесь архитектурой — водите экскурсии по городу. Любите читать — ведите блог про книжки или создайте платную рассылку.
Об этом стоит задуматься, если каждый день вы ходите на нелюбимую работу и не можете уделять достаточно времени своим увлечениям. Плюс в том, что сразу бросать работу не нужно. Начните с подработки, а если дело пойдёт — тогда уже уволитесь и будете работать на себя. В России на себя работают 20 млн человек, так что и у вас получится.
С чего начать своё дело?
Первое, что нужно — продумать идею. Чтобы это сделать, задайте себе следующие вопросы:
- Что я буду создавать?
- В чём уникальность моего предложения?
- Чем я лучше конкурентов?
- Какую пользу это принесёт людям?
- Кто будет моими клиентами?
Ваше предложение должно вызывать у покупателей эмоциональный отклик. Что-то вроде: «Вау! Как круто! Я это хочу!» Вам нужно найти свою нишу, а значит, ваше предложение должно отличаться от других похожих и быть в чём-то лучше, чтобы клиенты выбирали именно вас. Отсутствие спроса у потребителей — главная причинаThe Top 20 Reasons Startups Fail неудачи бизнеса.
Крупные компании перед запуском нового товара или услуги проводят опросы в фокус-группах. Если новый продукт нравится — его запускают, если реакция неоднозначная — дорабатывают или отказываются. Так что если вы придумали что-то новое, проверьте жизнеспособность идеи на друзьях и знакомых. Только пусть не щадят ваших чувств и отвечают честно. Как это сделать — хорошо описано в книге Роба Фитцпатрика «Спроси маму. Как общаться с клиентами и подтвердить правоту своей бизнес-идеи, если все кругом врут?»
Для большей объективности создайте анонимную Google-форму с описанием идеи и полем для обратной связи. Отправьте её друзьям, оставьте на форумах и в соцсетях.
У меня есть крутая идея, что делать дальше?
Составьте бизнес-план. Даже если вы просто хотите готовить домашний зефир. Он покажет, сколько вы сможете заработать и стоит ли оно того.
Бизнес-план состоит из нескольких частей. Если кратко, в нём нужно:
- Описать идею.
- Изучить конкурентов и свои преимущества. Если вы сможете показать разницу между собой и конкурентами, у вас больше шансов привлечь клиентов и установить высокую цену.
- Определить целевую аудиторию и способы рассказать ей о своём продукте.
- Составить производственный и финансовый план: подсчитать себестоимость товаров или услуг, расходы на аренду, рекламу, доставку, налоги и все остальные затраты, ежемесячную прибыль, прибыль за год и время окупаемости затрат. Когда видны затраты и ожидаемая прибыль, можно корректировать цифры: найти сырьё дешевле, поднять цену, уменьшить затраты на рекламу, доставлять заказы самому.
Материалы — всё, что нужно для изготовления вещи или оказания услуги. Накладные издержки — доставка, реклама, аренда, комиссия банка, налоги. Труд — то, сколько вы берёте за работу. Если не тратитесь на аренду или доставку — не включаете это в расходы. Если вам не нужны материалы — тоже пропускаете.
Разберём пример на кардиганах. Чтобы не работать в убыток, вы должны посчитать все расходы и включить их в стоимость. Начинаем с материалов. На один кардиган нужно 400 г пряжи (1 000 рублей) и 6 пуговиц (60 рублей). Упаковка — 50 рублей. За работу вы берёте 500 рублей. Итого: 1 000 + 60 + 50 + 500 = 1640 х 2 = 3 220. Это минимальная стоимость одного кардигана. Чтобы увеличить прибыль, нужно либо поднять цену (брать больше за работу), либо дешевле закупать материалы.
В блоге «Эквида» для предпринимателей есть пример бизнес-плана по производству полезных сладостей.
Я составил бизнес-план, что теперь?
Пришло время реализовывать идею.
1. Придумайте название и логотип. Они понадобятся для оформления сайта, страниц в соцсетях и печатных материалов для клиентов. Если ничего не приходит в голову, можно заказать логотип у дизайнера или первое время обойтись без него.
2. Придумайте упаковку. Покупателям приятнее получить заказ в коробочке или в крафтовой бумаге, чем в обычном полиэтиленовом пакете. Пусть это увеличит стоимость товара на 50 рублей, но зато покупатель улыбнётся и расскажет о вас друзьям.
3. Найдите оптовых поставщиков. Возможно, раньше вы могли покупать материалы в ближайшем супермаркете. Но если решили заняться делом серьёзно и получать прибыль, вам нужно снизить себестоимость продукта. Оптовые закупки в этом помогут.
4. Продумайте условия доставки. Как и куда вы будете доставлять свой товар: по региону, по России или за границу? Курьером или «Почтой России»? Будете ли предлагать самовывоз? Пункт можно пропустить, если вы оказываете услуги, а не продаёте товары.
5. Сделайте фотографии и придумайте описание. Изображение товара — первое, на что обращает внимание покупатель. Старайтесь, чтобы фотографии были красивыми, в едином стиле. Если вы продаёте вещи, фотографируйте их с разных ракурсов и демонстрируйте детали. Если ваше хобби — это творчество, интеллектуальный труд или оказание услуг, показывайте своё портфолио и примеры работ.
6. Создайте интернет-магазин. Сайт — это ваша визитная карточка. Здесь вы коротко рассказываете о себе и показываете то, что делаете. Сайт не заменяет, а дополняет соцсети. Он нужен, чтобы потенциальные клиенты могли найти всю информацию в одном месте, а не листать записи на стене или в ленте. Сайт можно быстро и бесплатно создать с помощью сервиса «Эквид»: регистрируетесь, загружаете фото, описание товаров и услуг, настраиваете способ оплаты и доставки. Получается красивый одностраничный сайт со встроенным интернет-магазином, который удобно просматривать и на смартфоне, и на десктопе.
Можно подробнее про то, как создать интернет-магазин?
Расскажем на примере «Эквида» — тут всё просто. Вы регистрируетесь и сразу попадаете в панель управления.
Чтобы редактировать сайт, перейдите на страницу «Все каналы продаж» → «Стартовый сайт» и нажмите «Редактировать сайт». Вам предложат заполнить страницу с блоками: «Вступление и обложка», «Название и логотип», «Контакты», «Отзывы».
Обложка страницы
Это первое, что видит человек, когда заходит на сайт. Загрузите красивую фотографию хорошего качества. На ней может быть ваш товар, команда, вы сами, процесс производства или вдохновляющая картинка (в помощь — подборка фотостоков с бесплатными фотографиями). Размер фото должен быть 1 000 × 667 или больше.
Во вступлении коротко расскажите, что вы делаете и почему нужно выбрать вас.
Оформление интернет-магазина сумок и рюкзаков BagPack
Оформление интернет-магазина украшений ручной работы Coffart.ru
Витрина магазина
Здесь вы размещаете товары или услуги. Чтобы оформить витрину, понадобятся иллюстрации. Помните, что картинки должны быть качественными, а описания товаров/услуг — искренними. Не лейте воду, а пишите по существу, чтобы было понятно, что это за товар и чем он хорош. Не копируйте описания у конкурентов: поисковики это увидят и не поднимут ваш сайт высоко в выдаче.
Внешний вид витрины можно менять в разделе «Дизайн»:
После того как отредактировали страницу, установите цены и скидки. Людям больше нравится покупать товар со скидкой, чем просто по низкой цене. Так что не стесняйтесь указывать цену выше, а потом снижать её по акциям и купонам.
В базовом тарифе можно загрузить до 10 товаров или услуг. Для начала этого хватит. «Эквид» не берёт комиссию с продаж, даже если вы пользуетесь бесплатным тарифом.
Если у вас уже есть сайт или блог, в них можно интегрировать интернет-магазин «Эквид»: создать витрину, принимать платежи, отслеживать заказы, делать купоны на скидку. «Эквид» совместим с сайтами на WordPress, Wix, Tilda, uKit и другими платформами. Если хотите продавать в Facebook или «ВКонтакте», можно выгрузить каталог на страницы в этих соцсетях автоматически. Клиенты смогут оформлять заказы без переговоров в личных сообщениях.
Отзывы
Настоящие отзывы вызывают доверие. Читая их, пользователь принимает решение — купить или нет. Если клиенты уже оставляли вам отзывы, смело добавляйте их на сайт. Не пытайтесь схитрить, придумав отзыв самостоятельно. Лучше попросите первых клиентов написать честные комментарии.
Контакты и кнопки соцсетей
Укажите телефон, email, аккаунты в мессенджерах. Чем больше вариантов для связи, тем лучше.
У меня всё готово. Где искать клиентов и продвигать бизнес?
Заведите страницы в соцсетях и постепенно набирайте подписчиков. Для продвижения товаров хорошо работает Instagram, для услуг — «ВКонтакте» и Facebook. «Одноклассники» подойдут, если ваша целевая аудитория — люди в возрасте.
Чтобы люди подписывались на ваши аккаунты, в них должны быть не только фотографии товаров. Делитесь новостями и полезными советами, связанными с вашим хобби, показывайте процесс работы. Перед открытием придумайте конкурс с призами.
Для большего охвата можно использовать таргетированную рекламу в соцсетях и контекстную рекламу Yandex Direct и Google AdWords. Но реклама — дело сложное и неблагодарное. Если неправильно настроить показы или написать скучное объявление, все деньги уйдут впустую. Расходы на рекламу стоит заложить в цену товара.
Стоимость кардиганов, которые вы вяжете, — 3 220 рублей. Это цена без учёта рекламы. Заказов мало, и вы запустили рекламу «Вконтакте». Стоимость одного клика — 10 рублей. По объявлению кликают 100 человек. Расходы на рекламу: 10 × 100 = 1 000 рублей. Из 100 человек 15 заказали у вас кардиган. Значит, стоимость привлечения одного клиента: 1 000 / 15 = 66 рублей. Чтобы не терять прибыль, вам нужно поднять цену кардигана на 66 рублей. Итого стоимость кардигана: 3 220 + 66 = 3 286 рублей.
Как принимать оплату?
Для начала — наличными или переводом на карту. Когда заказов станет больше, удобнее делать это через сайт. На «Эквиде» можно получать оплату наличными, по карте, с электронных кошельков, наложенным платежом и банковским переводом.
Чтобы принимать через сайт оплату по карте и с электронных кошельков, нужно зарегистрироваться в платёжной системе («Яндекс.Касса», ROBOKASSA и другие) и открыть ИП или ООО. Если не хотите ничего подключать, есть наложенный платёж: вы отправляете товар и оплачиваете стоимость доставки, а покупатель оплачивает покупку после получения на «Почте России». Это долго, зато нигде не нужно регистрироваться.
Мне нужно платить налоги и регистрировать ИП?
Сначала про ИП.
Всё зависит от того, насколько масштабный у вас бизнес. Если это хобби, а не основной вид заработка, ИП регистрировать не надо. Например, вы в декрете и пару раз в месяц делаете торты на заказ. Или работаете в офисе, а по вечерам шьёте кардиганы.
Если хобби стало основным занятием и вы регулярно получаете за это деньги — это уже бизнес. Зарегистрируйте ИП, чтобы спать спокойно и не бояться налоговой.
Чтобы зарегистрировать ИП, нужно собрать документы (паспорт, заявление и чек за оплату пошлины в 800 рублей), подать их в налоговую и открыть расчётный счёт.
Теперь про налоги.
Платить их надо, даже если вы не ИП, а хобби — просто подработка. В этом случае вам придётся декларировать доходы от клиентов как физлицо. Для этого в конце года нужно сдавать в ФНС декларацию 3-НДФЛ и платить 13% от прибыли.
Прибыль — это ваша наценка. Если вы испекли торт за 1 000 рублей, где 600 рублей — продукты, а 400 рублей — ваш труд, платить 13% надо только с 400 рублей. Стоимость продуктов — это профессиональный вычет. Чтобы это доказать, сохраняйте чеки на материалы, которые купили для производства.
Можно чек-лист, чтобы я ничего не забыл?
Конечно! Вот список из 10 пунктов по порядку:
- Придумать идею.
- Написать бизнес-план.
- Открыть ИП и расчётный счёт (если нужно).
- Найти поставщиков (если нужно).
- Придумать название, логотип и упаковку.
- Сфотографировать товары и придумать к ним описание.
- Продумать доставку и способы оплаты.
- Создать страницы в соцсетях.
- Запустить рекламу.
- Сделать сайт.