Ugman

Модератор
Наши решения - это не причины, а следствия

Вообразите, пожалуйста, что вы можете видеть свою жизнь с птичьего полета. Ваш дом, офис и все остальные здания — диорамы с открытыми крышами.
И вы смотрите на себя. Наблюдаете.
87819_0.png

Маленький вы внизу понятия не имеет, что сверху кто-то наблюдает. Живет себе как обычно. Вам даже немного неловко за него.
Вот он, заспанный, нажимает «Поспать ещё пять минут» на экране смартфона.
Вот он все-таки просыпается. Вот он, то есть вы, читает ВКонтактик двадцать минут (или что вы обычно делаете поутру).
Вы наблюдаете за тем, как он взаимодействует с окружающим миром, принимая разные решения: хорошие и не очень.

Через несколько дней наблюдения за собой с высоты вы делаете разнообразные поучительные выводы. Сколько времени вы пялитесь к экран. Насколько непримиримы в споре. Как управляете длиной «часа» йоги, чтобы поскорее перейти к обеду. За каким шкафом или под каким холодильником никогда не моете пол.

Вообразите теперь, что вы могли бы вмешиваться в жизнь маленького себя. Не менять его решения, а воздействовать на среду, в которой он живет.
- Вы положили бы на стол определенную книгу?
- Убрали бы пакет чипсов в шкафчик, чтобы про него можно было позабыть?
- Уронили бы на пол открытку от родителей, чтобы напомнить, что стоит им перезвонить?
- Удалили бы ВКонтактик с телефона?

Со временем такое вмешательство по пустякам могло бы вывести маленького вас к значительно более подходящей ему жизни, не находите? Ни одно из маленьких изменений обстановки не явилось бы переломным, однако все они вместе взятые могли бы помочь принимать более здравые решения.

Представьте, что вам разрешено следить за собой таким образом две недели.
  • Какие причинно-следственные связи вы бы обнаружили?
  • Какие альтернативы им можно было бы подобрать?
  • Если я пользуюсь будильником на смартфоне, мой день начинается с уведомлений от Фейсбука.,
  • Когда я перезанимаюсь в тренажерном зале, мне приходится разрешать себе поесть в Макдональдсе.
  • Если я выпиваю что-нибудь после работы в баре, даже всего одну кружечку пива, я не высыпаюсь, потому что всю ночь смотрю всякую ерунду по телевизору.
Я готов предположить, что после двух недель самонаблюдений, вы заметите: дело не в силе воли или громких заявлениях, а в тех условиях, в которые мы сами себя ставим. В окружающей среде.
Решение, которое вы принимаете в шесть вечера — поехать ли в тренажерный зал? — вытекает вовсе не из уверенности, что вам нужно туда, и не из вашей любви к залу в принципе.
Оно зависит от того, понравилось ли вам там в прошлый раз, устали ли вы вчера на работе, какой подкаст слушали утром в машине, хорошо ли выспались, смотрели ли на прошлой неделе «Рокки» по телевизору, вспоминали ли недавно, что ваш отец умер от сердечного приступа — и множества других маленьких причин, каждая из которых по отдельности ничего не решает, а потому вы не склонны принимать их всерьез.

Мы склонны считать, что важные решения ведут нас к улучшению качества жизни.

Но решения являются не только причиной, но и следствием чего-то другого. Список доступных нам решений зависит от того, что происходит у нас прямо сейчас: достаточно ли сил, какое настроение, ожидаем ли мы, что у нас всё получится.
Выходит, способность выбирать здоровые и продуктивные решения опирается на образ жизни и окружение — то, что находится в нашем распоряжении задолго до момента решения.


Вот почему так легко отказаться от похода в зал: к шести вечера уже нет никаких сил даже думать об этом. Условия не соблюдены для того, чтобы решение пойти в зал было в числе доступных. Иногда вы можете поднажать на себя и перебороть условности, но далеко не каждый раз.

Наблюдая за собой с высоты, мы бы могли отойти от не работающих попыток начать новую жизнь с понедельника, от уверенности в том, что характер и решимость — основные причины перемен к желаемому.

Вместо этого мы могли бы полюбить философию маленьких упрощений и улучшений жизни, влияющих на решения, которые мы в этой жизни принимаем.
  • Почему я пропустил урок испанского в среду, а в понедельник — нет? Что было устроено по-другому и что на это повлияло?
  • Почему я был раздражен — связано ли это с пятью чашками кофе на ночь?
В этих маленьких исследованиях кроются способы выпрямить рельсы, по которым покатятся решения.
  • Чтение газет по утрам действительно вселяет в меня усталость и пессимизм?
  • Пропускаю ли я кружок вязания по средам, потому что я слишком сильно загружаю вечера вторников и четвергов, поэтому без перерыва не получается?
Такие маленькие исследования могут ещё и помочь лучше узнать себя. Мы можем гораздо больше, чем думаем — потому что множество ограничений связаны не с нашей силой воли, а с условиями, в которых мы принимаем конкретные решения.

Те, кто многого достигает, меняет условия под себя и не довольствуется ничем стандартным. Кафка писал по ночам. Диккенс должен был физически выматываться ежедневно, чтобы приступить к писательству. Майя Анджелу писала только в отелях, дома ей это не удавалось.

Вероятно, уделение внимания экспериментам над собой и наблюдению за вашими причинно-следственными связями в мелочах могут принести значительные перемены.
Мы не роботы и не имеем волшебной кнопки. Наши решения — результат нашего состояния, а состояние — результат того, как мы живем. Всё соединено. И до того, как собрать урожай, стоит уделить время планированию. Может быть, урожай только этого и ждет.

Автор: Дэвид Кейн
 
Сверху