Ugman
Модератор
Правила бизнеса основателя Skype
Про конкуренцию
Нравятся ли мне неудачи? Нет, но я расскажу вам одну историю. Много лет назад меня позвали на должность CEO Lycos. Знаете такую компанию? В то время она была крупнейшим в мире интернет-поисковиком после Altavista, а «Яндекс» ещё не существовал.
В тот момент совет директоров компании переживал, что у меня до этого не было провалов. Что случилось? В Пало-Альто запустилась маленькая мерзкая компания, которая называлась Google.
Что вы делаете, когда у вас появляется конкурент? Сначала ничего. Что потом? Начинаете их высмеивать. У них нет никакого бизнеса, что с них взять. Потом совет директоров начинает паниковать и пробует их купить. Но уже поздно.
Как создать крутую компанию?
1. Быть инновационными
Когда я начал преподавать, ректор сказал, что все, конечно, отлично, но я не опираюсь ни на какую литературу. Но проблема в том, что большинство книг о бизнесе — суперскучные и очень толстые.
Я решил, что я напишу книгу по-другому: 100 страниц и картинки. Когда книга была готова, мы с ректором дали её почитать тридцати профессорам в Гарварде. Знаете, что они сказали? «Ой, как мило, вы написали книгу для детей».
Ректор очень расстроился, и я ему сказал: «Том, ну кто беспокоится о мнении тридцати профессоров Гарварда? Они просто не понимают, насколько я великолепен».
К сожалению, издатели тоже этого не поняли. Я получил много писем, в которых мне желали большой удачи, но в другом месте.
В конце концов я решил напечатать книгу сам и начал продавать ее на Амазон. Вся индустрия была в бешенстве.
Что я сделал дальше? Написал ещё одну книгу, состоящую из картинок полностью. То есть она буквально говорила «идите все *****». И она стала бестселлером, и была переведена на 12 языков. (Речь о книгах Gear up и Plan Yout Path to Success). Потом идею с картинками стали адаптировать другие.
2. Дарить радость
Что сделали Google? Они сделали отличный продукт и подарили пользователям радость. Радость — это как верхушка айсберга для продукта, а под водой скрыты эффективность и функциональность.
Я общаюсь с большим количеством гендиректоров. И удивительно, как мало из них задумываются об удовольствии, которое они будут дарить пользователям. Например, Volvo подарила своим клиентам безопасность. Люди были счастливы. Или ещё один пример — мотоциклы Harley Davidson. Простая штука, чтобы добраться из точки А в точку Б стоит $7 тысяч, но чувствовать себя свободным и крутым по дороге стоит уже $30 тысяч.
3. Переосмысливать затраты
Когда мы запускали Skype, встал вопрос, сколько он должен стоить для клиентов. Я предложил посмотреть на то, что исторически происходило с ценами на телефонную связь. Они падали. И я предложил сделать стоимость звонков нулевой.
Мои коллеги спросили «Кто взял на работу этого идиота? Нам нужно было вложить деньги в развитие, как их отбивать?»
Тогда мы решили снизить наши затраты.
— Телефонные вышки и прочая инфраструктура. Телефонные компании тратят кучу денег на вышки и прочее. Мы использовали интернет. Ноль затрат.
— Служба поддержки. Когда я говорил с поддержкой какого-нибудь Vodafone, настроение после общения становилось ещё хуже, чем до разговора. Поэтому мы решили — давайте сделаем так, чтобы нам нельзя было позвонить. И телефоны с визиток тоже уберём. Ноль затрат.
— Маркетинг. Мы придумали кнопочку, которая всплывает после разговора. Если на неё кликнуть, то от вашего имени отправится письмо, которое рассылается по твоим контактам. В нем говорится, что я завёл Skype, вот мой ник, вот ссылка, чтобы скачать. Ноль затрат.
В итоге у нас были нулевые затраты по всем этим пунктам. Подумайте вот о чем. Uber — приложение с нулевыми затратами на машины. Facebook — нулевые затраты на журналистов. Alibaba — крупнейший ритейлер без затрат на производство.
Вывод: главное для компании — переосмыслить затраты своей компании, дарить счастье и быть инновационным.
Про конкуренцию
Нравятся ли мне неудачи? Нет, но я расскажу вам одну историю. Много лет назад меня позвали на должность CEO Lycos. Знаете такую компанию? В то время она была крупнейшим в мире интернет-поисковиком после Altavista, а «Яндекс» ещё не существовал.
В тот момент совет директоров компании переживал, что у меня до этого не было провалов. Что случилось? В Пало-Альто запустилась маленькая мерзкая компания, которая называлась Google.
Что вы делаете, когда у вас появляется конкурент? Сначала ничего. Что потом? Начинаете их высмеивать. У них нет никакого бизнеса, что с них взять. Потом совет директоров начинает паниковать и пробует их купить. Но уже поздно.
Как создать крутую компанию?
1. Быть инновационными
Когда я начал преподавать, ректор сказал, что все, конечно, отлично, но я не опираюсь ни на какую литературу. Но проблема в том, что большинство книг о бизнесе — суперскучные и очень толстые.
Я решил, что я напишу книгу по-другому: 100 страниц и картинки. Когда книга была готова, мы с ректором дали её почитать тридцати профессорам в Гарварде. Знаете, что они сказали? «Ой, как мило, вы написали книгу для детей».
Ректор очень расстроился, и я ему сказал: «Том, ну кто беспокоится о мнении тридцати профессоров Гарварда? Они просто не понимают, насколько я великолепен».
К сожалению, издатели тоже этого не поняли. Я получил много писем, в которых мне желали большой удачи, но в другом месте.
В конце концов я решил напечатать книгу сам и начал продавать ее на Амазон. Вся индустрия была в бешенстве.
Что я сделал дальше? Написал ещё одну книгу, состоящую из картинок полностью. То есть она буквально говорила «идите все *****». И она стала бестселлером, и была переведена на 12 языков. (Речь о книгах Gear up и Plan Yout Path to Success). Потом идею с картинками стали адаптировать другие.
2. Дарить радость
Что сделали Google? Они сделали отличный продукт и подарили пользователям радость. Радость — это как верхушка айсберга для продукта, а под водой скрыты эффективность и функциональность.
Я общаюсь с большим количеством гендиректоров. И удивительно, как мало из них задумываются об удовольствии, которое они будут дарить пользователям. Например, Volvo подарила своим клиентам безопасность. Люди были счастливы. Или ещё один пример — мотоциклы Harley Davidson. Простая штука, чтобы добраться из точки А в точку Б стоит $7 тысяч, но чувствовать себя свободным и крутым по дороге стоит уже $30 тысяч.
3. Переосмысливать затраты
Когда мы запускали Skype, встал вопрос, сколько он должен стоить для клиентов. Я предложил посмотреть на то, что исторически происходило с ценами на телефонную связь. Они падали. И я предложил сделать стоимость звонков нулевой.
Мои коллеги спросили «Кто взял на работу этого идиота? Нам нужно было вложить деньги в развитие, как их отбивать?»
Тогда мы решили снизить наши затраты.
— Телефонные вышки и прочая инфраструктура. Телефонные компании тратят кучу денег на вышки и прочее. Мы использовали интернет. Ноль затрат.
— Служба поддержки. Когда я говорил с поддержкой какого-нибудь Vodafone, настроение после общения становилось ещё хуже, чем до разговора. Поэтому мы решили — давайте сделаем так, чтобы нам нельзя было позвонить. И телефоны с визиток тоже уберём. Ноль затрат.
— Маркетинг. Мы придумали кнопочку, которая всплывает после разговора. Если на неё кликнуть, то от вашего имени отправится письмо, которое рассылается по твоим контактам. В нем говорится, что я завёл Skype, вот мой ник, вот ссылка, чтобы скачать. Ноль затрат.
В итоге у нас были нулевые затраты по всем этим пунктам. Подумайте вот о чем. Uber — приложение с нулевыми затратами на машины. Facebook — нулевые затраты на журналистов. Alibaba — крупнейший ритейлер без затрат на производство.
Вывод: главное для компании — переосмыслить затраты своей компании, дарить счастье и быть инновационным.