Ugman
Модератор
Иллюзия контроля: что зависит от нас на самом деле
Все мы склонны переоценивать или недооценивать свою способность контролировать происходящее. В ситуациях, когда от нас мало что зависит, проявляем неожиданную самоуверенность. И наоборот — отступаем, когда могли бы на многое повлиять. Так как же вернуть нам здоровый контроль, объясняет профессор Дон Мор.
На панели большинства лифтов есть кнопка закрытия двери. Нетерпеливые пассажиры любят нажимать ее, чтобы поскорее уехать. Правда, они не знают, что их усилия бесполезны, чаще всего управляющие и инженеры деактивируют эту кнопку. И хотя от нажатия нет никакого эффекта, люди продолжают настырно на нее давить. Вот вам лишь один пример иллюзии контроля. Мы действуем, словно можем что-то контролировать, даже когда это не так.
Иллюзия контроля — одна из многих «позитивных иллюзий», зафиксированных в психологии. С одной стороны, она дает положительный эффект, поскольку побуждает действовать уверенно и бороться с трудностями. С другой, приводит к тому, что мы растрачиваем силы на бессмысленное сопротивление, и тут о позитиве говорить не приходится. Когда мы переоцениваем возможности, то рискуем совершить трагические ошибки, за которые впоследствии придется дорого расплачиваться. Примером может служить отказ от медицинского лечения из-за ложной веры, что, например, онкологию можно вылечить правильным мышлением или смехом.
Мало кто способен подвергнуть веру в контроль проверке
Основатель компании Apple Стив Джобс, узнав о диагнозе, решил сам контролировать лечение рака поджелудочной железы. Ему рекомендовали операцию и химиотерапию, но Джобс, безгранично уверенный в себе человек, взялся лечить рак акупунктурой, травами и специальной диетой. Когда он согласился на операцию, рак распространился до такой степени, что пришлось удалить части поджелудочной железы, желчного пузыря, желудка, желчного протока и тонкого кишечника. В 2011 году Стив Джобс умер.
Компании ищут способы воздействовать на восприятие потребителей с помощью рекламы, хотя оснований надеяться на эффективность немного. Джон Ванамакер, известная фигура в истории маркетинга и торговли, как-то раз отметил: «Половина денег, потраченных на рекламу, ушла в песок. Проблема в том, что я не знаю, какая именно половина». И вместо того, чтобы опираться на теорию, компании продолжают вкладываться в рекламу, полагая, что могут повлиять на выбор клиентов и покупателей.
Как проверить эффективность рекламы? Один из способов — провести серию рандомизированно контролируемых экспериментов, в рамках которых случайно выбранным потребителям покажут рекламные материалы. Скорее всего, их содержание пройдет мимо сознания многих клиентов. Но как часто компании проводят такие эксперименты в достаточном объеме? Мало кто способен подвергнуть веру в контроль проверке. Когда компании все же решают удостовериться, что их реклама работает, они обнаруживают поразительные результаты. Компания eBay призналась, что рентабельность инвестиций в рекламу может быть и отрицательной.
Не разумно ли предположить, исходя из всего этого, что мы не в силах контролировать ни здоровье, ни то, как нас воспринимают клиенты? Тут кроется противоположная ошибка — недооценивать способность контролировать ситуацию. Можно вспомнить сколько угодно прискорбных случаев, когда были упущены возможности, потому что люди верили, что у них нет власти над ситуацией. В результате провал там, где можно было взять все в свои руки.
Неверная оценка степени, до которой мы способны на что-то повлиять, может привести к пораженческим настроениям, в то время как уверенность в себе могла бы помочь сохранить контроль. Чувство беспомощности сказывается на всем: на том, какие методы мы выбираем при борьбе с зависимостями, как боремся за политические изменения, и на том, как меняем культуру окружения или организаций, в которых работаем. Для примера рассмотрим еще одну распространенную ситуацию — борьба с лишним весом. От лишнего веса или ожирения страдает больше две трети американцев, и почти все они были бы рады похудеть. Очевидно, что путь к этому лежит через меньшее количество пончиков и большее количество пота в спортзале. И все же очень многие доходят до стадии ожирения.
Смелость быть честным с самим собой дает немало плюсов
В 2013 году Американская медицинская ассоциация (АМА) приняла решение признать ожирение заболеванием. Официальное подтверждение, что это болезнь, заставляет людей, страдающих ожирением, чувствовать, что ситуация им неподвластна. В ходе одного исследования участников просили прочитать новость о решении АМА и о том, к каким последствиям это привело: страховые компании стали оплачивать таблетки против ожирения, хирургические операции и психологическое консультирование. Кроме того, снизилась степень стигматизации ожирения. После того, как участники исследования, страдающие ожирением, узнавали о решении АМА, их намерение придерживаться диеты становилось слабее.
Смелость быть честным с самим собой дает немало плюсов. Насколько я хороший человек? До какой степени способен контролировать свою жизнь? В какой ситуации усилия будут вознаграждены с большей вероятностью? Для ответа на эти вопросы требуется уверенность в себе, которая базируется на объективной реальности и фактах и для обретения которой нужен самоанализ и рефлексия, а не вера в чудеса. Откалибруйте ее, и вы придете к гораздо лучшим результатам, чем надеялись получить. Как говорилось в одной молитве: «Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить. И дай мне мудрость отличить одно от другого».
Об авторе Дон Мор — психолог, председатель в Школе бизнеса им. Хааса Калифорнийского университета. Специализируется на изучении коммуникации и лидерства.
Все мы склонны переоценивать или недооценивать свою способность контролировать происходящее. В ситуациях, когда от нас мало что зависит, проявляем неожиданную самоуверенность. И наоборот — отступаем, когда могли бы на многое повлиять. Так как же вернуть нам здоровый контроль, объясняет профессор Дон Мор.
На панели большинства лифтов есть кнопка закрытия двери. Нетерпеливые пассажиры любят нажимать ее, чтобы поскорее уехать. Правда, они не знают, что их усилия бесполезны, чаще всего управляющие и инженеры деактивируют эту кнопку. И хотя от нажатия нет никакого эффекта, люди продолжают настырно на нее давить. Вот вам лишь один пример иллюзии контроля. Мы действуем, словно можем что-то контролировать, даже когда это не так.
Иллюзия контроля — одна из многих «позитивных иллюзий», зафиксированных в психологии. С одной стороны, она дает положительный эффект, поскольку побуждает действовать уверенно и бороться с трудностями. С другой, приводит к тому, что мы растрачиваем силы на бессмысленное сопротивление, и тут о позитиве говорить не приходится. Когда мы переоцениваем возможности, то рискуем совершить трагические ошибки, за которые впоследствии придется дорого расплачиваться. Примером может служить отказ от медицинского лечения из-за ложной веры, что, например, онкологию можно вылечить правильным мышлением или смехом.
Мало кто способен подвергнуть веру в контроль проверке
Основатель компании Apple Стив Джобс, узнав о диагнозе, решил сам контролировать лечение рака поджелудочной железы. Ему рекомендовали операцию и химиотерапию, но Джобс, безгранично уверенный в себе человек, взялся лечить рак акупунктурой, травами и специальной диетой. Когда он согласился на операцию, рак распространился до такой степени, что пришлось удалить части поджелудочной железы, желчного пузыря, желудка, желчного протока и тонкого кишечника. В 2011 году Стив Джобс умер.
Компании ищут способы воздействовать на восприятие потребителей с помощью рекламы, хотя оснований надеяться на эффективность немного. Джон Ванамакер, известная фигура в истории маркетинга и торговли, как-то раз отметил: «Половина денег, потраченных на рекламу, ушла в песок. Проблема в том, что я не знаю, какая именно половина». И вместо того, чтобы опираться на теорию, компании продолжают вкладываться в рекламу, полагая, что могут повлиять на выбор клиентов и покупателей.
Как проверить эффективность рекламы? Один из способов — провести серию рандомизированно контролируемых экспериментов, в рамках которых случайно выбранным потребителям покажут рекламные материалы. Скорее всего, их содержание пройдет мимо сознания многих клиентов. Но как часто компании проводят такие эксперименты в достаточном объеме? Мало кто способен подвергнуть веру в контроль проверке. Когда компании все же решают удостовериться, что их реклама работает, они обнаруживают поразительные результаты. Компания eBay призналась, что рентабельность инвестиций в рекламу может быть и отрицательной.
Не разумно ли предположить, исходя из всего этого, что мы не в силах контролировать ни здоровье, ни то, как нас воспринимают клиенты? Тут кроется противоположная ошибка — недооценивать способность контролировать ситуацию. Можно вспомнить сколько угодно прискорбных случаев, когда были упущены возможности, потому что люди верили, что у них нет власти над ситуацией. В результате провал там, где можно было взять все в свои руки.
Неверная оценка степени, до которой мы способны на что-то повлиять, может привести к пораженческим настроениям, в то время как уверенность в себе могла бы помочь сохранить контроль. Чувство беспомощности сказывается на всем: на том, какие методы мы выбираем при борьбе с зависимостями, как боремся за политические изменения, и на том, как меняем культуру окружения или организаций, в которых работаем. Для примера рассмотрим еще одну распространенную ситуацию — борьба с лишним весом. От лишнего веса или ожирения страдает больше две трети американцев, и почти все они были бы рады похудеть. Очевидно, что путь к этому лежит через меньшее количество пончиков и большее количество пота в спортзале. И все же очень многие доходят до стадии ожирения.
Смелость быть честным с самим собой дает немало плюсов
В 2013 году Американская медицинская ассоциация (АМА) приняла решение признать ожирение заболеванием. Официальное подтверждение, что это болезнь, заставляет людей, страдающих ожирением, чувствовать, что ситуация им неподвластна. В ходе одного исследования участников просили прочитать новость о решении АМА и о том, к каким последствиям это привело: страховые компании стали оплачивать таблетки против ожирения, хирургические операции и психологическое консультирование. Кроме того, снизилась степень стигматизации ожирения. После того, как участники исследования, страдающие ожирением, узнавали о решении АМА, их намерение придерживаться диеты становилось слабее.
Смелость быть честным с самим собой дает немало плюсов. Насколько я хороший человек? До какой степени способен контролировать свою жизнь? В какой ситуации усилия будут вознаграждены с большей вероятностью? Для ответа на эти вопросы требуется уверенность в себе, которая базируется на объективной реальности и фактах и для обретения которой нужен самоанализ и рефлексия, а не вера в чудеса. Откалибруйте ее, и вы придете к гораздо лучшим результатам, чем надеялись получить. Как говорилось в одной молитве: «Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить. И дай мне мудрость отличить одно от другого».
Об авторе Дон Мор — психолог, председатель в Школе бизнеса им. Хааса Калифорнийского университета. Специализируется на изучении коммуникации и лидерства.