Ugman
Модератор
Невербальные коды и языки
Невербальные коды способны одновременно передавать различные сообщения с помощью лица, тела, голоса. Они часто возникают спонтанно и вызывают автоматический ответ без размышления. Рассмотрим полный перечень из девяти невербальных языков. Это кинесика, вокалика, физические характеристики, хаптика, проксемика, хрономика, артефакты, эстетика и ольфактика.
Автор: Игорь Петрович Якoвлeв, доктор философских наук, профессор, преподаватель теории коммуникации факультета журналистики Санкт-Петербургского университета и Академии управления и экономики.
Кодирование — это способ связи невербальных средств для выражения значения. Особенности невербальных кодов следующие:
1. Кинесика
Это раздел коммуникологии, изучающий невербальные коммуникации, осуществляемые посредством телесных движений, где каждое из них имеет определенное значение. Кинесика, как и любой другой язык, является научной областью, видом и технологией невербальной коммуникации.
Выделим основные положения кинесики:
Здесь также есть семантика (значение знаков), синтактика (организация в системе с другими знаками) и прагматика (влияние на поведение).
Соединение слов с невербальными знаками создает неограниченные возможности их комбинирования.
Выделяются следующие виды жестов:
Эмблемы — невербальные акты, имеющие точный перевод на вербальный язык. Например, два пальца в форме V — знак победы.
Иллюстраторы — жесты, тесно связанные с речью и дополняющие ее в разных видах. К ним относятся:
Изображение аффектов — это выражения лица, отражающие разнообразные эмоции (радость, печаль, гнев и т.д.)
2. Вокалика (паралингвистика)
Голосовые эффекты сопровождают слова. Тон, скорость, сила, вид голоса (тенор, сопрано и т.д.), паузы, интенсивность звуков — каждый из них имеет свой смысл. Эти паралингвистические средства часто рассматриваются как вокальные ключи.
Они говорят об эмоциях людей. Например, когда человек очень сильно зол, то он произносит слова медленно и раздельно, делая паузу между словами, чтобы произвести специальный эффект.
Паралингвистика также характеризует личность. Например, манера речи может говорить об авторитарной, жесткой или мягкой личности.
Исследования выявили связи вокалики с убедительностью речи. Более скоростная, интонационная, громкая речь сильнее убеждает людей.
3. Физические свойства (физикатика)
Общая привлекательность, красивое тело, нормальный вес являются положительными знаками в коммуникации. Предрассудки по отношению к малопривлекательным людям, а также к людям с физическими недостатками глубоко укоренились в сознании общества, и они ухудшают коммуникационные возможности.
4. Хаптика (такесика)
Люди прикасаются друг к другу по разным поводам, различными способами и в разных местах. Выделяются профессиональные, ритуальные, дружеские и враждебные, любовные касания.
5. Проксемика в коммуникации
Связана с тем, как воспринимается и используется социальное и личное пространство в коммуникации (дистанция между коммуникаторами, организация пространства при беседе и др.) Каждый человек будто окружен пространственной сферой, размеры которого зависят от культурной основы личности, от ее состояния, от социальной среды.
Выделяют три типа пространства:
6. Хрономика в коммуникации
Изучает структурирование времени в коммуникации. В западных культурах высоко ценится пунктуальность. Пунктуальность — одно из условий успешной карьеры. Вызывают нарекания те люди, которые опаздывает или не выполняют задания в срок. В восточных же культурах отношение ко времени менее жесткое. Аналогично у мужчин и у женщин разное представление о пунктуальности, например, при личных встречах.
7. Артефакты (артефактика)
К артефактам относятся, например, одежда и украшения. Одежда является наиболее сильным фактором. Она должна соответствовать обстановке (деловая, домашняя), физическим параметрам тела (быть по фигуре), социальному положению, стилю.
Во всех этих и других направлениях невербальной коммуникации специалистам необходимо получить определенную подготовку.
8. Ольфактика
Занимается изучением запаха. Запах, возможно, влияет сильнее всех других ощущений. По запаху у нас формируется мнение о собеседнике.
Запахи являются важными факторами в коммуникации. Можно выделить следующие особенности:
9. Эстетика
Необходима при передаче сообщения или настроения через цвет или музыку. Музыка регулирует поведение, стимулирует или ослабляет определенные действия. Окраска стен, мебели, технического оснащения должны вызывать благоприятные ощущения. Например, не рекомендуется зеленая окраска в больницах, потому что она вызывает тошноту у некоторых больных, а белый цвет несет холод.
Влияние цвета и музыки на человека используется в разных помещениях и ситуациях: от супермаркетов до автомобилей и площадей. В каждом месте они должны соответствовать предназначению конкретного помещения или ситуации.
Невербальные коды способны одновременно передавать различные сообщения с помощью лица, тела, голоса. Они часто возникают спонтанно и вызывают автоматический ответ без размышления. Рассмотрим полный перечень из девяти невербальных языков. Это кинесика, вокалика, физические характеристики, хаптика, проксемика, хрономика, артефакты, эстетика и ольфактика.
Автор: Игорь Петрович Якoвлeв, доктор философских наук, профессор, преподаватель теории коммуникации факультета журналистики Санкт-Петербургского университета и Академии управления и экономики.
Кодирование — это способ связи невербальных средств для выражения значения. Особенности невербальных кодов следующие:
- Некоторые невербальные коды, определенные генетикой, имеют универсальный характер. В частности, это касается сигналов угрозы и эмоциональных реакций, которые биологически детерминированы.
- Невербальные коды способны одновременно передавать различные сообщения с помощью лица, тела, голоса и др.
- Они вызывают автоматический ответ без размышления (например, реакция на красный свет светофора).
- Они часто возникают спонтанно, например, сброс нервной энергии или покраснение лица.
- Невербальная коммуникация осуществляется на языке жестов и других элементов человека и окружающего мира, которые аналогичны буквам и словам обычного языка.
- Кинесика (движения тела).
- Вокалика (паралингвистика, акустические особенности голоса).
- Физические характеристики (формы тела, его размеры, цвет волос).
- Хаптика (такесика, касания).
- Проксемика (пространственное расположение).
- Хрономика (время).
- Артефакты (одежда, украшения, косметика).
- Ольфактика (запахи).
- Эстетика (музыка, цвет).
1. Кинесика
Это раздел коммуникологии, изучающий невербальные коммуникации, осуществляемые посредством телесных движений, где каждое из них имеет определенное значение. Кинесика, как и любой другой язык, является научной областью, видом и технологией невербальной коммуникации.
Выделим основные положения кинесики:
- Все движения тела могут нести значение, которое проявляется в конкретной коммуникационной ситуации. Одни и те же движения имеют разный смысл.
- Поведение тела может быть подвергнуто системному анализу, потому что оно имеет системную организацию. Тело — это и биологическая, и социальная система.
- На людей влияет видимая динамика, активность тела.
- Конкретные функции телодвижений можно исследовать.
- Значения отдельных движений выявляются в изучении реального поведения определенными методами исследования.
- Активность тела имеет определенный стиль (индивидуальные особенности) и общие черты с другими.
Здесь также есть семантика (значение знаков), синтактика (организация в системе с другими знаками) и прагматика (влияние на поведение).
Соединение слов с невербальными знаками создает неограниченные возможности их комбинирования.
Выделяются следующие виды жестов:
Эмблемы — невербальные акты, имеющие точный перевод на вербальный язык. Например, два пальца в форме V — знак победы.
Иллюстраторы — жесты, тесно связанные с речью и дополняющие ее в разных видах. К ним относятся:
- Акцентирование (жест рукой сверху вниз).
- Изображение направления мысли («Вперед, к победе!»).
- Указание (указкой лектор показывает на график, схему).
- Изображение очертаний предмета («Плод вот такой формы»).
- Ритмические движения (в такт произносимым словам).
- Изображение физических действий («Я его как стукну!»).
- Рисование картины в воздухе (например, фигуры человека).
- Иллюстрирование вербальных положений (эмблематика).
- Самоадаптаторы — жесты, которые связаны с телом (почесывание, похлопывание, потягивание, пожимание плечами).
- Альтерадапторы — движения по отношению к телу собеседника (похлопывание по спине).
- Объект-адапторы — движения, связанные с другими вещами (свертывание листа бумаги).
Изображение аффектов — это выражения лица, отражающие разнообразные эмоции (радость, печаль, гнев и т.д.)
2. Вокалика (паралингвистика)
Голосовые эффекты сопровождают слова. Тон, скорость, сила, вид голоса (тенор, сопрано и т.д.), паузы, интенсивность звуков — каждый из них имеет свой смысл. Эти паралингвистические средства часто рассматриваются как вокальные ключи.
Они говорят об эмоциях людей. Например, когда человек очень сильно зол, то он произносит слова медленно и раздельно, делая паузу между словами, чтобы произвести специальный эффект.
Паралингвистика также характеризует личность. Например, манера речи может говорить об авторитарной, жесткой или мягкой личности.
Исследования выявили связи вокалики с убедительностью речи. Более скоростная, интонационная, громкая речь сильнее убеждает людей.
3. Физические свойства (физикатика)
Общая привлекательность, красивое тело, нормальный вес являются положительными знаками в коммуникации. Предрассудки по отношению к малопривлекательным людям, а также к людям с физическими недостатками глубоко укоренились в сознании общества, и они ухудшают коммуникационные возможности.
4. Хаптика (такесика)
Люди прикасаются друг к другу по разным поводам, различными способами и в разных местах. Выделяются профессиональные, ритуальные, дружеские и враждебные, любовные касания.
5. Проксемика в коммуникации
Связана с тем, как воспринимается и используется социальное и личное пространство в коммуникации (дистанция между коммуникаторами, организация пространства при беседе и др.) Каждый человек будто окружен пространственной сферой, размеры которого зависят от культурной основы личности, от ее состояния, от социальной среды.
Выделяют три типа пространства:
- Фиксированное пространство, оно ограничено недвижимыми вещами, например, стенами комнаты.
- Полуфиксированное пространство, оно меняется, например, при перестановке мебели.
- Неформальное пространство — это личная и интимная территория, окружающая человека.
6. Хрономика в коммуникации
Изучает структурирование времени в коммуникации. В западных культурах высоко ценится пунктуальность. Пунктуальность — одно из условий успешной карьеры. Вызывают нарекания те люди, которые опаздывает или не выполняют задания в срок. В восточных же культурах отношение ко времени менее жесткое. Аналогично у мужчин и у женщин разное представление о пунктуальности, например, при личных встречах.
7. Артефакты (артефактика)
К артефактам относятся, например, одежда и украшения. Одежда является наиболее сильным фактором. Она должна соответствовать обстановке (деловая, домашняя), физическим параметрам тела (быть по фигуре), социальному положению, стилю.
Во всех этих и других направлениях невербальной коммуникации специалистам необходимо получить определенную подготовку.
8. Ольфактика
Занимается изучением запаха. Запах, возможно, влияет сильнее всех других ощущений. По запаху у нас формируется мнение о собеседнике.
Запахи являются важными факторами в коммуникации. Можно выделить следующие особенности:
- Слепота на запахи — это неспособность различать запахи, что может затруднять общение с другими людьми.
- Адаптация к запаху — это привыкание к определенным запахам.
- Память о запахе — некоторые запахи могут вызывать приятные или неприятные воспоминания.
- Неумеренный запах — это превышение нормы при использовании духов, дезодорантов, приправ и пр.
- Различие запахов — это способность обоняния устанавливать сходство и отличие одних запахов от других.
9. Эстетика
Необходима при передаче сообщения или настроения через цвет или музыку. Музыка регулирует поведение, стимулирует или ослабляет определенные действия. Окраска стен, мебели, технического оснащения должны вызывать благоприятные ощущения. Например, не рекомендуется зеленая окраска в больницах, потому что она вызывает тошноту у некоторых больных, а белый цвет несет холод.
Влияние цвета и музыки на человека используется в разных помещениях и ситуациях: от супермаркетов до автомобилей и площадей. В каждом месте они должны соответствовать предназначению конкретного помещения или ситуации.