Ugman
Модератор
Психологические свойства почерка
Индивидуальные и типологические особенности людей накладывают свой отпечаток на графологические выразительные движения при формировании и закреплении письменных навыков. В психологии достоверно установлена зависимость почерка от эмоционального состояния и некоторых типологических свойств высшей нервной деятельности. Подпись или автограф немало говорит о переживаниях человека, а также о скромности и уверенности, об открытости и скрытности, об эмоциональности и сдержанности. Основные результаты исследований сводятся к следующему.
Автор: Анатолий Bacильeвич Бaтapшeв, доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, почетный член Международной академии психологических наук, действительный член Международной академии наук педагогического образования и Балтийской педагогической академии.
Физиологической основой формирования письменных навыков является учение И.П. Павлoвa об условно-рефлекторной деятельности. Индивидуальные и типологические особенности людей накладывают свой отпечаток на графологические выразительные движения при формировании и закреплении письменных навыков.
Считается, что в период наиболее интенсивной социализации личности (старший подростковый возраст) навык письма, отработанный до автоматизма, приобретает личностные психографологические особенности, закрепленные в почерке. В дальнейшем он мало изменяется. Индивидуально-графологические особенности почерка — это своеобразная личностная печать индивида.
В психологии достоверно установлена зависимость почерка от эмоционального состояния и некоторых типологических свойств высшей нервной деятельности. По вопросу о корреляционной зависимости между почерком и характером человека, о характерологических особенностях почерка мнения разделились.
Одни (например, Е.И. Рогов) считают, что однозначных связей между графическими признаками письма и соответствующими им чертами характера не существует или, во всяком случае, они не подтверждаются
Другие (Д.М. Зуев-Инсаров, Н.Н. Обозов, Г.В. Щекин) утверждают, что эти связи прослеживаются достаточно четко и подтверждаются многими исследованиями. Впрочем, и сам Е.И. Рогов недостаточно уверен в своем утверждении, так как в своей работе «Психология человека» он опубликовал психографологический тест по определению характерологических качеств личности по отдельным признакам письма.
Н.Н. Обозов, обобщив богатый опыт исследования в области графологии, говорит о необходимости различать устойчивые особенности почерка, не изменяющиеся под воздействием внешних обстоятельств, и неустойчивые, изменяющиеся под воздействием эмоциогенных факторов: «Для современного человека, когда перья сменили шариковые ручки и пишущие машинки, графология может представляться пережитком.
Между тем даже роспись в ведомости или в любом другом документе не только единственное доказательство, достоверное свидетельство автора, но и характеристика личности. Подпись, или автограф, немало говорит о переживаниях человека, а также о скромности и уверенности, об открытости и скрытности, об эмоциональности и сдержанности. Наряду с устойчивыми особенностями почерка, которые не меняются в зависимости от состояний человека, некоторые его особенности связаны с настроением, утомлением, возбуждением».
Результаты исследования Н.Н. Обозова в области графологии имеют прикладное значение. Основные результаты этого исследования сводятся к следующему:
Анализ общего вида письма
Индивидуальные и типологические особенности людей накладывают свой отпечаток на графологические выразительные движения при формировании и закреплении письменных навыков. В психологии достоверно установлена зависимость почерка от эмоционального состояния и некоторых типологических свойств высшей нервной деятельности. Подпись или автограф немало говорит о переживаниях человека, а также о скромности и уверенности, об открытости и скрытности, об эмоциональности и сдержанности. Основные результаты исследований сводятся к следующему.
Автор: Анатолий Bacильeвич Бaтapшeв, доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, почетный член Международной академии психологических наук, действительный член Международной академии наук педагогического образования и Балтийской педагогической академии.
Физиологической основой формирования письменных навыков является учение И.П. Павлoвa об условно-рефлекторной деятельности. Индивидуальные и типологические особенности людей накладывают свой отпечаток на графологические выразительные движения при формировании и закреплении письменных навыков.
Считается, что в период наиболее интенсивной социализации личности (старший подростковый возраст) навык письма, отработанный до автоматизма, приобретает личностные психографологические особенности, закрепленные в почерке. В дальнейшем он мало изменяется. Индивидуально-графологические особенности почерка — это своеобразная личностная печать индивида.
В психологии достоверно установлена зависимость почерка от эмоционального состояния и некоторых типологических свойств высшей нервной деятельности. По вопросу о корреляционной зависимости между почерком и характером человека, о характерологических особенностях почерка мнения разделились.
Одни (например, Е.И. Рогов) считают, что однозначных связей между графическими признаками письма и соответствующими им чертами характера не существует или, во всяком случае, они не подтверждаются
Другие (Д.М. Зуев-Инсаров, Н.Н. Обозов, Г.В. Щекин) утверждают, что эти связи прослеживаются достаточно четко и подтверждаются многими исследованиями. Впрочем, и сам Е.И. Рогов недостаточно уверен в своем утверждении, так как в своей работе «Психология человека» он опубликовал психографологический тест по определению характерологических качеств личности по отдельным признакам письма.
Н.Н. Обозов, обобщив богатый опыт исследования в области графологии, говорит о необходимости различать устойчивые особенности почерка, не изменяющиеся под воздействием внешних обстоятельств, и неустойчивые, изменяющиеся под воздействием эмоциогенных факторов: «Для современного человека, когда перья сменили шариковые ручки и пишущие машинки, графология может представляться пережитком.
Между тем даже роспись в ведомости или в любом другом документе не только единственное доказательство, достоверное свидетельство автора, но и характеристика личности. Подпись, или автограф, немало говорит о переживаниях человека, а также о скромности и уверенности, об открытости и скрытности, об эмоциональности и сдержанности. Наряду с устойчивыми особенностями почерка, которые не меняются в зависимости от состояний человека, некоторые его особенности связаны с настроением, утомлением, возбуждением».
Результаты исследования Н.Н. Обозова в области графологии имеют прикладное значение. Основные результаты этого исследования сводятся к следующему:
- Выявлены корреляционные зависимости почерка от типа телосложения по Э. Кречмеру (пикник, астеник, атлетик). У пикника почерк характеризуется округлостью вершин букв, плавным переходом от изгиба к изгибу. У атлетиков и астеников кривые, наоборот, имеют резко угловой характер.
- Еще более зависима графика письма от типа личности («мыслитель», «собеседник», «практик»). У «мыслителя» почерк как бы сопровождает его мысль. Он увлечен содержанием письма, а не его формой. У «собеседника» почерк — самодостаточное явление. Он более постоянен в «рисунке» письма.
У «практика» же почерк связан с той ролью, которую он избрал для себя (надо быть точным, собранным, артистичным). Это сказывается на самом почерке. Имеется некоторое различие между почерком женщин и мужчин. Так, известно, что специализация женщин в основном связана с общением, с межличностными отношениями, в то время как у мужчин специализация связана с предметным миром, с практикой.
Женщина-«мыслитель» и женщина-«практик» в почерке сохраняют свое женское начало, округляя буквообразования, делая почерк более плавным. Мужчины же «мыслители» и «практики» усиливают особенности угловатого, отрывистого почерка.
- Профессиональная деятельность накладывает свой отпечаток на графологические особенности почерка. У врачей, использующих латынь для написания рецептов, почерк стремительно «быстрый» и в силу этого и частично из-за применения латинского языка для написания рецептов становится малопонятным.
Математик в своем письме невольно стремится использовать язык символов и кодов. Поэт придает своему письму своеобразную форму для выражения эстетических чувств. Это наблюдается не только в содержании письма, но и в расположении текста. Слабоуспевающий ученик в своем почерке произвольно допускает дрожащие линии и штрихи, чего нет у успевающих школьников, и т. д.
- Свойства высшей нервной деятельности накладывают свой отпечаток на графологию письма. Например, выявлено, что сильные уравновешенные типы ВНД (сангвиники и флегматики) в письме придерживаются равномерного нажима на конец пишущего инструмента. Для холерика характерно сильное надавливание на пишущий инструмент в процессе письма. У меланхоликов — весьма легкое надавливание, могут проступать в письме едва заметные штрихи и линии.
- В определенных пределах почерк меняется под воздействием психического состояния или эмоциогенных факторов. Так, при повышенной активности и хорошем настроении строки у пишущего могут направляться в верхний правый угол. При снижении активности, пониженном настроении и пессимизме — опускаются в нижний правый угол.
- В медицинской практике выявлены особенности почерка людей с психическими заболеваниями. К примеру, признаком неврологических нарушений является неравномерность интервалов между словами, одни слова пишутся достаточно крупными буквами, другие — мелкими, незаметными, строки «падают» вниз по направлению к пишущему и т. п.
Результаты исследования подтверждают возможность определения по почерку отдельных характерологических черт личности (общительность, практичность, энергичность, любознательность, но и в определенной степени консерватизм, осторожность и т. п.)
Анализ общего вида письма