Ugman
Модератор
Все понимаю, но ничего с собой поделать не могу!
"Я знаю, что муж меня очень любит, но когда он уезжает встречаться с друзьями, я чувствую такую обиду! Я прям превращаюсь в маленького капризного ребенка. И главное, головой-то все понимаю! Понимаю, что веду себя неадекватно, но внутри черт вселился, начинаю обижаться и высказывать претензии. Ненавижу себя за это!"
"Я очень боюсь высказывать публично свое мнение, боюсь писать, комментировать чужое мнение и просто предъявлять себя хоть как-то! Хотя я знаю, что я умная и много знаю. К сожалению, никто об этом не догадывается, потому что я всегда молчу. А если иногда говорю, то это оказывается интересно людям. Так обидно за себя, я не могу использовать свой интеллект и знания из-за страха, который сама не понимаю, почему возникает…"
Почему ум и эмоции вдруг отказываются сотрудничать?
Всем нам знакомо ощущение, когда знаешь, как надо правильно поступить и что сделать и каждому из нас знакомо вот это беспомощное "все понимаю, но сделать ничего не могу".
Что же с нами происходит?
Почему ум и эмоции вдруг отказываются сотрудничать друг с другом?
Как понять себя и помочь в условиях, когда сильные и неадекватные ситуации эмоции зашкаливают и останавливают нас в движении вперед?
Все дело в памяти. Психологи разделяют память на 3 вида – эпизодическую, семантическую и процедурную.
Эпизодическая память – память на события, имена, знания, она лежит в сфере осознавания человека. Семантическая память отвечает за анализ и синтез, хранение обобщенных знаний о мире. Она также осознаваема.
С процедурной памятью все гораздо сложнее. Она лежит вне осознавания, ее называют "низшей" формой памяти и в ней хранятся связи между стимулами и ответными реакциями. Другими словами, в ней записано "как все устроено", "что с чем связано" и "как я себя веду в определенной ситуации".
Фиксация стимул – реакция происходит в детстве и она очень устойчива. Это сформированные в мозгу дорожки нейронных связей. Например, если в детстве у вас было много опыта отвержения коллективом или критики – в школе, саду, вас стыдили или ругали публично, то нейронная дорожка в мозгу будет выстроена примерно так – "я и коллектив людей = стыд плюс страх".
И вот вы уже взрослый, умный, образованный человек попадаете в новое сообщество или коллектив людей, которые дружественно и тепло к вам относятся, но ваша типовая реакция на происходящее – стыд и страх отвержения или критики.
Процедурной памяти все равно, она не учитывает, что вы уже взрослый и умный и вас все любят, нейроны продолжают бегать по протоптанной дорожке "стимул-реакция". Чем более ярок и интенсивен был опыт в детстве, тем шире, утоптанней и наезженней дорожка в мозгу.
То есть процедурная память воспроизводит и штампует наиболее устойчивые и привычные эмоциональные реакция на похожие раздражители. И мы этого не осознаем, все мы заложники физиологии собственного мозга.
Мама в детстве часто критиковала, и вы чувствовали себя виноватым и плохим? Скорее всего, во взрослом возрасте вы автоматически будете чувствовать себя так же при любом намеке на критику, даже если она подана конструктивно и с поддержкой.
Вы часто или единожды, но очень сильно были не поддержаны или высмеяны публично? В детстве это происходит, увы, часто.. В процедурной памяти запишется "публичное высказывание = опасность унижения и стыда".
Кому-то из нас повезло, и у него в мозгу другая запись, "публичность = удовольствие и похвала", но мы же сейчас не об этих счастливчиках, правда?
Казалось бы, безнадежность и спасения нет, но не все так печально. Прошивку процедурной памяти можно менять. Утоптанную беготней нейронов дорожку дополнять параллельными, выстраивать новые связи "стимул-реакция".
Если дорожек в мозгу появляется больше, то и выбор, по какой именно бежать нейронам – гораздо шире. И тогда, старая, проторенная, но ненужная уже тропинка зарастет бурьяном, а новая, нужная и приятная может появиться. Или даже две или три. Ого, а здесь уже есть возможность выбора, по какой тропинке пойти и на какой опыт опереться! Именно этим, кстати, и занимаются психотерапевты и психологи в своих кабинетах – помогают осознавать клиентам свой опыт и менять его.
У меня в мозгу тоже есть свой собственный "владимирский тракт", я привычно и автоматически ощущаю себя никому неинтересной в компании малознакомых людей. Мне тут же становится неловко, я чувствую себя глупой и неуместной. А дальше стремительно нагоняет импульс забиться в угол или убежать. Опыта в детстве про это было с лихвой!
Но мы с этим демоном старые знакомые, за годы терапии я научилась распознавать, замечать приближение знакомых чувств из детства, приветливо махать ему ручкой и говорить: "Привет, опять ты? Ну как же без тебя-то? Сядь, посиди пока в сторонке, я знаю, откуда ты и зачем здесь, но сегодня я тебя не выберу. Сегодня я выберу опираться на знания о том, что я умная, красивая и интересная. У меня про это много подтвержденных данных".
Что же помогает стать хозяином в своей голове?
Знание своего детского опыта – как он повлиял на то, какой я теперь и как привычно реагирую на типовые ситуации?
· Знание своих наиболее уязвимых мест и детских травм – точек, где с наибольшей вероятностью процедурная память будет руководить вашими эмоциональными реакциями.
· Умение наблюдать со стороны за собой и происходящими с вами процессами, помогая себе не проваливаться в сильные чувства, сохраняя опору на реальность.
· Понимание того, что сильные и неадекватные ситуации чувства – это не вы сами, не то, что с вами тотально происходит, а то, как ваш мозг привычно реагирует, подсовывая наиболее знакомую и привычную реакцию.
· Понимание, что у вас есть выбор – повестись на провокацию мозга или предложить ему попробовать новый опыт с опорой на реальность, а не на фантомы прошлого. Так мы выращиваем новые нейронные связи.
Это трудно, но ведь единственный хозяин в вашей голове – вы сами.
Автор: Ирина Лешкова
"Я знаю, что муж меня очень любит, но когда он уезжает встречаться с друзьями, я чувствую такую обиду! Я прям превращаюсь в маленького капризного ребенка. И главное, головой-то все понимаю! Понимаю, что веду себя неадекватно, но внутри черт вселился, начинаю обижаться и высказывать претензии. Ненавижу себя за это!"
"Я очень боюсь высказывать публично свое мнение, боюсь писать, комментировать чужое мнение и просто предъявлять себя хоть как-то! Хотя я знаю, что я умная и много знаю. К сожалению, никто об этом не догадывается, потому что я всегда молчу. А если иногда говорю, то это оказывается интересно людям. Так обидно за себя, я не могу использовать свой интеллект и знания из-за страха, который сама не понимаю, почему возникает…"
Почему ум и эмоции вдруг отказываются сотрудничать?
Всем нам знакомо ощущение, когда знаешь, как надо правильно поступить и что сделать и каждому из нас знакомо вот это беспомощное "все понимаю, но сделать ничего не могу".
Что же с нами происходит?
Почему ум и эмоции вдруг отказываются сотрудничать друг с другом?
Как понять себя и помочь в условиях, когда сильные и неадекватные ситуации эмоции зашкаливают и останавливают нас в движении вперед?
Все дело в памяти. Психологи разделяют память на 3 вида – эпизодическую, семантическую и процедурную.
Эпизодическая память – память на события, имена, знания, она лежит в сфере осознавания человека. Семантическая память отвечает за анализ и синтез, хранение обобщенных знаний о мире. Она также осознаваема.
С процедурной памятью все гораздо сложнее. Она лежит вне осознавания, ее называют "низшей" формой памяти и в ней хранятся связи между стимулами и ответными реакциями. Другими словами, в ней записано "как все устроено", "что с чем связано" и "как я себя веду в определенной ситуации".
Фиксация стимул – реакция происходит в детстве и она очень устойчива. Это сформированные в мозгу дорожки нейронных связей. Например, если в детстве у вас было много опыта отвержения коллективом или критики – в школе, саду, вас стыдили или ругали публично, то нейронная дорожка в мозгу будет выстроена примерно так – "я и коллектив людей = стыд плюс страх".
И вот вы уже взрослый, умный, образованный человек попадаете в новое сообщество или коллектив людей, которые дружественно и тепло к вам относятся, но ваша типовая реакция на происходящее – стыд и страх отвержения или критики.
Процедурной памяти все равно, она не учитывает, что вы уже взрослый и умный и вас все любят, нейроны продолжают бегать по протоптанной дорожке "стимул-реакция". Чем более ярок и интенсивен был опыт в детстве, тем шире, утоптанней и наезженней дорожка в мозгу.
То есть процедурная память воспроизводит и штампует наиболее устойчивые и привычные эмоциональные реакция на похожие раздражители. И мы этого не осознаем, все мы заложники физиологии собственного мозга.
Мама в детстве часто критиковала, и вы чувствовали себя виноватым и плохим? Скорее всего, во взрослом возрасте вы автоматически будете чувствовать себя так же при любом намеке на критику, даже если она подана конструктивно и с поддержкой.
Вы часто или единожды, но очень сильно были не поддержаны или высмеяны публично? В детстве это происходит, увы, часто.. В процедурной памяти запишется "публичное высказывание = опасность унижения и стыда".
Кому-то из нас повезло, и у него в мозгу другая запись, "публичность = удовольствие и похвала", но мы же сейчас не об этих счастливчиках, правда?
Казалось бы, безнадежность и спасения нет, но не все так печально. Прошивку процедурной памяти можно менять. Утоптанную беготней нейронов дорожку дополнять параллельными, выстраивать новые связи "стимул-реакция".
Если дорожек в мозгу появляется больше, то и выбор, по какой именно бежать нейронам – гораздо шире. И тогда, старая, проторенная, но ненужная уже тропинка зарастет бурьяном, а новая, нужная и приятная может появиться. Или даже две или три. Ого, а здесь уже есть возможность выбора, по какой тропинке пойти и на какой опыт опереться! Именно этим, кстати, и занимаются психотерапевты и психологи в своих кабинетах – помогают осознавать клиентам свой опыт и менять его.
У меня в мозгу тоже есть свой собственный "владимирский тракт", я привычно и автоматически ощущаю себя никому неинтересной в компании малознакомых людей. Мне тут же становится неловко, я чувствую себя глупой и неуместной. А дальше стремительно нагоняет импульс забиться в угол или убежать. Опыта в детстве про это было с лихвой!
Но мы с этим демоном старые знакомые, за годы терапии я научилась распознавать, замечать приближение знакомых чувств из детства, приветливо махать ему ручкой и говорить: "Привет, опять ты? Ну как же без тебя-то? Сядь, посиди пока в сторонке, я знаю, откуда ты и зачем здесь, но сегодня я тебя не выберу. Сегодня я выберу опираться на знания о том, что я умная, красивая и интересная. У меня про это много подтвержденных данных".
Что же помогает стать хозяином в своей голове?
Знание своего детского опыта – как он повлиял на то, какой я теперь и как привычно реагирую на типовые ситуации?
· Знание своих наиболее уязвимых мест и детских травм – точек, где с наибольшей вероятностью процедурная память будет руководить вашими эмоциональными реакциями.
· Умение наблюдать со стороны за собой и происходящими с вами процессами, помогая себе не проваливаться в сильные чувства, сохраняя опору на реальность.
· Понимание того, что сильные и неадекватные ситуации чувства – это не вы сами, не то, что с вами тотально происходит, а то, как ваш мозг привычно реагирует, подсовывая наиболее знакомую и привычную реакцию.
· Понимание, что у вас есть выбор – повестись на провокацию мозга или предложить ему попробовать новый опыт с опорой на реальность, а не на фантомы прошлого. Так мы выращиваем новые нейронные связи.
Это трудно, но ведь единственный хозяин в вашей голове – вы сами.
Автор: Ирина Лешкова